Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка.
Ручное вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия, которое не только не
стареет со временем, но и продолжает активно развиваться
и
привлекать
новых
поклонников вязания. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства
благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого
возраста и вкуса. Выполнение одних и тех же монотонных действий помогает
успокоиться, расслабиться. Вязание лучше чего-либо помогает справиться с тревогой и
внутренним напряжением.
Программа «Амигуруми»
является
краткосрочной
дополнительной
общеразвивающей программой, художественной направленности, очной формы обучения, для
учащихся 2-4 классов (8-10 лет), сроком реализации 4 месяца. Язык реализации программы –
русский.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 №304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся"
3. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года //
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №99
5. Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам //Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 27 июля 2022г. №629
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 // Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.09.2020 №533
8. Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области
«Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Утверждена
постановлением Правительства Калужской области от 29 января 2019 года №38 «Об утверждении
Государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования
в Калужской области»
Уровень сложности: программа дает начальные, необходимые базовые приемы и
техники вязания. Позволяет учащимся самостоятельно продолжить обучение вязанию, используя
печатные и электронные источники информации.
Новизна.
Вязание - один из самых распространѐнных видов декоративного искусства. Это не просто
изготовление игрушек, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Вязание крючком известно очень
давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира.
Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея
вязать. С помощью вязания можно буквально одеться с головы до ног и совершенно изменить облик
своего дома. Пряжа и крючок способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые
или обновляя изделия, делая их более модными. В нашу эпоху всеобщей «мобильности» вязание не
обошло стороной новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для мобильных телефонов
осуществит мечту самой капризной маленькой модницы. Мода на украшения, сувениры,
вывязанные крючком, стремительно растѐт.
В связи с быстрым ростом объѐма знаний, увеличением количества часов, дисциплин
гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной, преобразующей
предметно – практической деятельности учащихся возникает потребность в создании
дополнительных образовательных программ декоративно – прикладного творчества. Такие
программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного
творчества. В общеобразовательной школе на уроках технологии учащихся среднего звена знакомят
с азами декоративно – прикладного искусства, но это недостаточно, чтобы полностью удовлетворить
запросы родителей и учащихся. Поэтому для наиболее заинтересованных детей младшего и среднего
школьного возраста было создано творческое объединение «Амигуруми», где занимаются учащиеся
начального и среднего звена, так как у детей этого возраста хорошо развита механическая память,
произвольное внимание, наглядно – образное мышление, мелкая моторика рук.
Актуальность.
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической
самобытности России, национальных традиций народа. Декоративно – прикладное искусство
органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в
целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как
донесло до сегодняшнего дня практически в неискажѐнном виде характер духовно –
художественного постижения мира. В связи с этим программа «Амигуруми» весьма актуальна,
поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования
социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом
необходимых прежде всего творческих, бытовых, семейных, гражданских ориентиров, без которых
невозможно органическое существование человека в окружающем мире.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает
потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми
основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность,
настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
Отличительной особенностью от уже существующих программ является то, что на основе
минимальных полученных знаний воспитанники включаются в творческую деятельность и уже
имеют возможность самостоятельно в творческом процессе изготавливать сувениры и игрушки,
вязаные изделия.
Категория учащихся - рассчитана на учащихся 8-10 лет (2-4 класс), не только девочек, но
и мальчиков.
Объем программы - 4 месяца - 16 часов.
Количество часов в неделю - 1 час.
Форма обучения – очная, групповая.
Срок освоения программы - 4 месяца.
Режим занятий - занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут.
Формы обучения: очная, очная с применением электронного обучения. Программа может быть
реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью интернет-ресурсов.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы поведения занятий: комбинированные, практические, теоретические.
Цель
программы:
раскрытие творческого потенциала учащегося посредством овладения вязанием
крючком.
Задачи программы:
Обучающие:
Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
Научить правильно выполнять основные приемы вязания;
Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания; Обучить
основным условным обозначениям;
Привить интерес к данному виду творчества.
Воспитательные:
Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца,
взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
Воспитание творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира,
художественного вкуса.
Развивающие:
Привить основы культуры труда
Развивать творческие способности;
Привить интерес к данному виду творчества;
Развивать образное мышление;
Развивать воображение и фантазию;
Развивать моторные навыки.
Уровень сложности: программа дает начальные, необходимые базовые приемы и техники
вязания. Позволяет учащимся самостоятельно продолжить обучение вязанию, используя
печатные и электронные источники информации.
Учебный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1 Вводное занятие. Знакомство с 1
1
историей вязания, инструментами,
пряжей.
Техника безопасности.
Технология
вязания
игрушек
крючком.
2 Постановка рук.
2
2
Начальная петля.
Цепочка из воздушных петель.
3 Вязание столбиков без накида 2
2
поворотными рядами.
4 Вязание столбиков без накида. 1
1
Круговое вязание с прибавками.
5 Вязание столбиков без накида. 1
1
Круговое вязание с убавками.
6 Вязание столбиков с накидом 2
2
поворотными рядами.
7 Вязание столбиков с накидом.
1
1
Круговое вязание с прибавками.
8 Вязание столбиков с накидом.
1
1
Круговое вязание с убавками.
Формы
аттестации
Опрос
Конкурс
Творческая
выставка
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
выставка
Творческая
работа
Творческая
работа
Вязание шара из столбиков без 2
накида.
10 Вязание игрушки «Медведь»
3
9
Итого часов:
16
2
3
1
Творческая
работа
Творческая
выставка
15
1.2 Содержание программы
Программой предусматривается проведение теоретических и практических занятий.
Теоретическая часть проходит в форме бесед, показа наглядных пособий в виде образцов узоров
вязки и готовых вязаных изделий. В дополнение можно использовать различные журналы и
книги
по
вязанию.
Теоретические
занятия
должны
предшествовать выполнению
практических работ. Надо учитывать, что детей больше интересует практическая работа,
поэтому теоретические вопросы следует излагать в краткой и доступной форме, учитывая
возраст учащихся. Объяснение нового материала следует сопровождать демонстрацией образцов
или готовых изделий.
Тема 1: Вводное занятие. Знакомство с историей вязания, инструментами, пряжей. Техника
безопасности. Технология вязания игрушек крючком.
Теория:
Краткое знакомство с историей вязания, инструментами, пряжей. Технология вязания
игрушек крючком.
Тема 2: Постановка рук. Начальная петля. Цепочка из воздушных петель.
Практика: Положение рук во время работы. Техника вязания начальной петли и цепочки из
воздушных петель.
Тема 3: Вязание столбиков без накида поворотными рядами.
Практика: Вязание образца из столбиков без накида и петель подъема.
Тема 4: Вязание столбиков без накида. Круговое вязание с прибавками.
Практика: Вязание столбиков без накида по кругу. Расчет петель и составление схемы. Вывязывание
образца по составленной схеме. Прибавление петель при вязании крючком, основные техники.
Тема 5: Вязание столбиков без накида. Круговое вязание с убавками.
Практика: Вязание столбиков без накида по кругу. Расчет петель и составление схемы. Вывязывание
образца по составленной схеме. Убавление петель при вязании крючком, основные техники.
Тема 6: Вязание столбиков с накидом поворотными рядами.
Практика: Вязание образца из столбиков с накидом и петель подъема.
Тема 7: Вязание столбиков с накидом. Круговое вязание с прибавками.
Практика: Расчет петель и составление схемы. Вывязывание образца по составленной схеме.
Прибавление петель при вязании крючком, основные техники.
Тема 8: Вязание столбиков с накидом. Круговое вязание с убавками.
Практика: Расчет петель и составление схемы. Вывязывание образца по составленной схеме.
Убавление петель при вязании крючком, основные техники.
Тема 9: Вязание шара из столбиков без накида.
Практика: Составление схемы шара. Вывязывание образца. Набивка наполнителем. Завершение
вязания.
Тема 10: Вязание игрушки «Медведь».
Практика: Составление схемы. Вывязывание отдельных элементов игрушки (голова, уши, тело,
лапы, хвост, мордашка). Набивка и сборка. Украшение игрушки при помощи дополнительных
предметов (бисер, пайетки, ленты).
Творческая выставка
Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать:
1. Общие сведения об истории вязания;
2. Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при
вязании;
3. Безопасные приемы работы с крючком;
4. Основные рабочие приемы вязания крючком;
5. Условные обозначения вязальных петель и столбиков;
6. Порядок чтения схем для вязания крючком.
Должны уметь:
1. Пользоваться схематичным описанием рисунка;
3. Подбирать инструменты и материалы для работы;
4. Изготавливать изделие;
5. В процессе работы ориентироваться на качество вязаных изделий.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год
обуч
ения
Гру Начало
ппа занятий
Оконча
ние
занятий
Колво
учебн
ых
дней
Колво
учебн
ых
недел
ь
Кол-во
часов
по
програ
мме
Учебн
ые
перио
ды
4
мес.
1
20.12
16
16
16
1
06.09.
№
Месяц
1
Сентябрь
Даты
начала
и
оконча
ния
учебны
х
период
ов
06.0920.12.
Дата
проведе
ния
промеж
ут.
аттеста
ции
Дата
проведе
ния
итогово
й
аттеста
ции
октябрь
декабрь
Тема занятия
Количество
Форма
часов
занятия
Вводное занятие. Знакомство с
1
Теоретическое
историей вязания, инструментами,
занятие
пряжей.
Техника безопасности.
Технология
вязания
игрушек
крючком.
Постановка рук.
1
Практическое
Начальная петля.
занятие
Цепочка из воздушных петель.
2
Сентябрь
3
Сентябрь
Цепочка из воздушных петель.
1
4
Сентябрь
1
5
Октябрь
6
Октябрь
7
Октябрь
8
Октябрь
Вязание столбиков без накида
поворотными рядами.
Вязание столбиков без накида
поворотными рядами.
Вязание столбиков без накида.
Круговое вязание с прибавками.
Вязание столбиков без накида.
Круговое вязание с убавками.
Вязание столбиков с накидом
поворотными рядами.
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Вязание столбиков с накидом
поворотными рядами.
Вязание столбиков с накидом.
Круговое вязание с прибавками.
Вязание столбиков с накидом.
Круговое вязание с убавками.
Вязание шара из столбиков без
накида.
Вязание шара из столбиков без
накида.
Вязание игрушки «Медведь».
Вывязывание лап, ушей и хвоста.
1
Декабрь
Вывязывание тела и головы.
1
Декабрь
Набивка,
игрушки.
1
9
Ноябрь
10
Ноябрь
11
Ноябрь
12
Ноябрь
13
Ноябрь
14
Декабрь
15
16
Итого:
сборка
и
украшение
1
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Творческая
выставка
16
2.2 Условия реализации программы
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материальнотехническая база, наличие:
1. учебного кабинета (студии) для занятий с детьми, имеющего хорошую вентиляцию,
освещение и отопление;
2. Оборудование: для занятий учащимся понадобятся:
вязальные спицы;
нитки для вязания;
целлофановый пакет для хранения ниток, изготавливаемого изделия;
ножницы;
тетрадка,
в
которую
обучающиеся будут вносить
необходимую
информацию (условные обозначения, схемы узоров).
Методическое обеспечение
Реализация программы проходит с применением следующих методов:
словесный (объяснение, рассказ);
наглядный (образцы, иллюстративный материал);
практический (упражнения);
Педагогических технологий:
групповое обучение;
развивающее обучение.
Формы аттестации
Итоговая аттестация учащихся проводится по итогам освоения программы и осуществляется в
форме выставки творческих работ.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
- Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла
- Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла
- Творческий подход – 1-3 балла
- Освоение техник рисования – 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
- Высокий – 10-12 баллов
- Средний – 5-9 баллов
- Низкий до 5 баллов
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
Оценочные материалы.
Пакет диагностических методик: самостоятельные и практические работы.
Оценка качества освоения программы.
Критериями успешности обучения по данной программе можно считать: умениевязать
различные узоры, используя схемы для вязания, выполнять основные приемы вязания, желание
продолжить обучение вязанию по более продвинутым программам или самостоятельно.
Методические материалы.
Учитывая возрастные особенности детей при реализации программы, используются
следующие методы обучения: лекционный, проблемно-поисковый, практический, организация
самостоятельной работы.
Основное время в образовательной программе отводится выполнению учащимися
практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки.
На занятиях сочетаются групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная
форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки детей значительно различается.
Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы.
Самореализации учащихся способствует создаваемая на занятиях положительная
эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов
поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и
творчества детей.
Методика работы с учащимися строится в направлении:
личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- стремлению к достижению успеха каждым учащимся;
- практической направленностью деятельности;
- осуществлению межпредметных связей;
- использованию здоровьесберегающих технологий.
Данная программа знакомит учащихся с техникой вязании крючком, делая акцент на вязании
игрушек амигуруми.
Ведущие методы работы:
Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия.
Практический: практикум, лабораторная работа.
Наглядный: демонстрация, иллюстрация.
Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, создание проблемных
ситуаций.
Метод игры: конкурсы, соревнования и т.п.
Для поддержания интереса учащихся к занятиям в программе широко используются
современные педагогические технологии: метод учебных проектов, технология «обучение в
сотрудничестве», КТД, технология учебной деловой игры, метод проблемного обучения, ИКТ.
Список литературы
1.
2.
3.
4.
Литература для педагога:
Азбука детского творчества. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2018.-368 с
Вязание крючком шаг за шагом / Татьяна Михайлова. Издательство: «АСТ», 2021г.
Вязание крючком / Кузнецова Е.. Издательство: «Т8», 2018 г.
Пледы из Alize Puffi / Н.В Величко – Москва.: «Издательство «АЙРИС - ПРЕСС», 2020 г.
1.
2.
3.
4.
5.
Литература для учащихся:
«Вязание крючком» самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих /
Маргарита Кресловская. Издательство: Эскимо, 2021 г.
«Вязаные штучки для дома и дачи», специальный выпуск газеты «Вязаный креатив», №3.
185 узоров вязания крючком. Автор: С.И. Анни Издательство: Мода и рукоделие, Год: 2019
100 вязаных пледов крючком. Автор: Лесли Стэнфилд. Издательство: Арт-родник, год: 2018
http://stolbik-plus.ru/
Интернет-ресурсы:
5. http://ami.guru,
6. https://handcraft-studio.com/вязание-крючком/амигуруми/
7. http://www.urokitv.ru/rukodelie/
8. http://www.rukodelie.bu