Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной краткосрочной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной
направленности, дистанционной формы обучения, сроком реализации 16
часов, для детей 7-12 лет стартового уровня освоения. Занятия проводятся с
использованием специализированного сервиса организации занятий на
платформе «Сферум». Язык реализации программы - русский.
Программа составлена в соответствии с государственными
требованиями к образовательным программам системы дополнительного
образования детей на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования
детей»;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав МКОУ ДО « Медынский Дом творчества».
9.Подпрограмма «Дополнительное образование» Государственной
программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного
образования в Калужской области»
Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019
года №38 «Об утверждении Государственной программы Калужской области
«Развитие общего и дополнительного образования в Калужской
Актуальность программы состоит в том, что она повышает доступность
получения дополнительного образования для детей, проживающих в
сельской местности за счѐт того, что программа реализуется дистанционно.
Рисование является одним из важнейших средств воспитания всесторонней,
гармонично развитой личности обучающегося. Этот вид деятельности тесно
связан с самостоятельной практической и творческой активностью ребенка.
В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета;
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о
том, что художественно – творческая деятельность выполняет
терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий,
обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое
настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого
ребенка.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней
предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Особое значение придается в данной
программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению
приѐмам художественно – творческих действий.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной,
творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы
способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность,
настойчивость, терпение, формирование эстетического вкуса.
Отличительная особенность
Отличительная особенность программы заключается в использовании
дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса
методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей.
Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с
применением
информационно-телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействий обучающихся и
педагогического работника.
Занятия правополушарным рисованием для ребенка – это не только
овладение техникой рисования и создание художественного образа, это
формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления,
полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям,
другим детям.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при
реализации ДООП - организация образовательного процесса по
дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей
психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Адресат программы.
Обучение рассчитано на детей 7-12 лет
Объем и срок освоения программы
Объѐм программы-16 часов
Срок освоения программы – 4 месяца
Форма обучения – дистанционная.
Особенности организации образовательного процесса
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Уровень освоения программы – стартовый
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу
Набор детей в объединение – свободный
Программа предполагает дистанционную форму обучения
Формы организации образовательного процесса - самостоятельная
работа
Виды занятий- видео-занятия.
При дистанционном обучении используются видео беседы и онлайнконсультации с использованием специализированного сервиса организации
занятий на платформе «Сферум».
1.2. Цель и задачи
Цель программы: активизация интереса к изобразительной
деятельности, развитие творческих способностей, воображения, фантазии у
детей младшего школьного возраста с помощью нетрадиционных техник
рисования.
Обучающие:
- познакомить детей с техникой правополушарного рисования
- формировать у детей изобразительные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения, взаимоотношений с людьми и
окружающим миром;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое
отношение к миру;
Развивающие:
- развить творческое воображение, поощрять проявление фантазии;
- содействовать самовыражению и самореализации учащихся в
творчестве посредством практической деятельности;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
1.3 Содержание программы
Учебно - тематический план
№ п/п
1
Раздел
Вводное занятие.
безопасности
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Дорога в лес
3.2
3.3
3.4
3.5
4.2
4.3
4.4
0,5
0,5
Пейзаж (4 часа)
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
1
Песчаный берег
0,5
0,5
1
Морское дно
0,5
0,5
1
Тукан
Анималистика (5 часов)
0.5
0.5
1
Розовый фламинго
1
1
Лошадь
1
1
Благородный олень
1
1
Лиса
1
1
4
4.1
Техника
Поле с тюльпанами
3
3.1
Количество часов
Теория Практика Всего Форма
аттестации
Пончик
Натюрморт (5 часов)
0,5
0,5
1
Кекс
1
1
Мороженое
1
1
Клубничный рулет
1
1
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
4.5
Круассан
1
1
Итоговое занятие
Всего
1
13
1
16
3
Творческая
работа
Выставка
Содержание учебно-тематического плана
Тема №1 Знакомство обучающихся с целями и задачами программы.
Инструктаж по технике безопасности.
Тема№ 2.1 Дорога в лес
Теория: Беседа о пейзаже, как о жанре живописи, о планах на картине
(переднем, среднем и заднем)
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка простым
карандашом, далее приступаем к работе с гуашевой краской. Выполнение
рисунка гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение
горизонтального цветного фона с помощью кисти, работа с дальним планом,
работа с передним планом.
Тема № 2.2 Поле с тюльпанами
Теория: Знакомство с разметкой, выполнением карандашного наброска
и работой с гуашью.
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка простым
карандашом домика и тюльпанов на переднем плане, далее приступаем к
работе с гуашевой краской. Выполнение рисунка гуашью: создание
грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного
фона с помощью кисти, прорисовка домика, работа с передним планом.
Тема № 2.3 Песчаный берег
Теория: Знакомство с разметкой, выполнением карандашного наброска
и работой с гуашью.
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка простым
карандашом, далее приступаем к работе с гуашевой краской. Выполнение
рисунка гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение
горизонтального цветного фона с помощью, работа с дальним и передним
планами с помощью кисти и пальцев (облака).
Тема № 2.4 Морское дно
Теория: Знакомство с разметкой, выполнением карандашного наброска
и работой с гуашью.
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка простым
карандашом, далее приступаем к работе с гуашевой краской. Выполнение
рисунка гуашью: создание грунтовочного слоя, работа с дальним и передним
планами с помощью кисти.
Анималистика (5 часов)
Тема № 3.1 «Тукан»
Теория: Беседа об анималистике, как о жанре живописи
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка
карандашом, с усвоением характерных особенностей тукана и
сюжета. Работа с гуашью.
Тема № 3.2 «Розовый фламинго»
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка
карандашом, с усвоением характерных особенностей фламинго и
сюжета. Работа с цветом.
Тема № 3.3 «Лошадь»
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка
карандашом, с усвоением характерных особенностей лошади и
сюжета. Работа с гуашью.
Тема № 3.4 «Благородный олень»
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка
карандашом, с усвоением характерных особенностей оленя и
сюжета. Работа с красками.
Тема № 3.5 «Лиса»
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка
карандашом, с усвоением характерных особенностей лисы и
сюжета. Работа с цветом.
простым
созданием
простым
созданием
простым
созданием
простым
созданием
простым
созданием
Натюрморт (5 часов)
Тема № 4.1 «Пончик»
Теория: Беседа о натюрморте, как о жанре живописи.
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка пончика простым
карандашом, далее приступаем к работе с гуашевой краской. Смешивание
цветов, прокладывание света и тени.
Тема № 4.2 «Кекс»
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка простым
карандашом, далее приступаем к работе с гуашевой краской. Смешивание
цветов, прокладывание света и тени.
Тема № 4.3 « Мороженое»
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка простым
карандашом, далее приступаем к работе с гуашевой краской. Смешивание
цветов, прокладывание света и тени.
Тема № 4.4 «Клубничный рулет»
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка простым
карандашом, далее приступаем к работе с гуашевой краской. Смешивание
цветов, прокладывание света и тени.
Тема № 4.5 «Круассан»
Практика: Выполняется разметка, набросок рисунка простым
карандашом, далее приступаем к работе с гуашевой краской. Смешивание
цветов, прокладывание света и тени.
Итоговое занятие
Выставка творческих работ.
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- обучающиеся освоят различные техники рисования;
- обучающиеся будут владеть: изобразительными умениями и навыками
Личностные результаты:
-обучающиеся будут проявлять: культуру поведения, выстраивать
взаимоотношения с людьми и окружающим миром;
-обучающиеся будут проявлять: самостоятельность, инициативность,
творческое отношение к миру;
Метапредметные результаты:
- обучающиеся будут проявлять фантазию, творческое воображение;
- умение самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и
применять полученные знания.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Год
Гр Нача
обучен уп ло
ия
па занят
ий
4
месяца
1
04.09
4
месяца
1
25.12
Календарный учебный график
Оконч Кол- Кол- КолУчеб Даты
ание
во
во
во
ные начал
занят учеб учеб часов пери а
и
ий
ных ных по
оды оконч
дней неде прогр
ания
ль
амме
учебн
ых
перио
дов
18.12
16
16
16
1
04.0918.12
15.04
16
16
16
1
25.1215.04
Даты
провед
ения
проме
жут.
аттест
ации
Даты
проведе
ния
итогово
й
аттеста
ции
ноябрь декабрь
март
апрель
Календарный учебный график 1 группы
№
Месяц
Тема занятия
Количество
часов
занятие. 1
Форма
занятия
Творческая
работа
1
сентябрь
2
сентябрь
Вводное
Техника
безопасности
Дорога в лес
1
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
3
сентябрь
4
сентябрь
Поле
с 1
тюльпанами
Песчаный берег
1
5
октябрь
Морское дно
1
6
октябрь
Тукан
1
7
октябрь
Розовый фламинго 1
8
октябрь
Лошадь
1
9
октябрь
1
10
ноябрь
Благородный
олень
Лиса
11
ноябрь
Пончик
1
12
ноябрь
Кекс
1
13
декабрь
Мороженое
1
14
декабрь
1
15
декабрь
Клубничный
рулет
Круассан
16
Всего
декабрь
Итоговое занятие
1
16
1
1
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Выставка
Календарный учебный график 2 группы
№
Месяц
Тема занятия
Количество
часов
занятие. 1
Форма
занятия
Творческая
работа
1
январь
2
январь
Вводное
Техника
безопасности
Дорога в лес
1
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
3
январь
4
январь
Поле
с 1
тюльпанами
Песчаный берег
1
5
февраль
Морское дно
1
6
февраль
Тукан
1
7
февраль
Розовый фламинго 1
8
февраль
Лошадь
1
9
март
Благородный
1
олень
Лиса
10
март
11
март
Пончик
1
12
март
Кекс
1
13
апрель
Мороженое
1
14
апрель
1
15
апрель
Клубничный
рулет
Круассан
16
Всего
апрель
Итоговое занятие
1
16
1
1
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Выставка
2.1 Условия реализации программы
Успешной реализации учебного процесса способствует
соответствующая материально-техническая база: проектор, ноутбук, гуашь,
непроливайка, цветные карандаши, ластик, палитра, кисточки.
2.2 Формы аттестации
Итоговая аттестация учащихся проводится по итогам освоения
программы и осуществляется в форме выставки творческих работ.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
- Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла
- Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла
- Творческий подход – 1-3 балла
- Освоение техник рисования – 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
- Высокий – 10-12 баллов
- Средний – 5-9 баллов
- Низкий до 5 баллов
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об
обучении.
2.3 Оценочные материалы
Методики
оценки
обучающихся,
направленные
развивающие/воспитательные задачи:
-Тест на мышление и креативность (Дж. Брунер) (Приложение 1)
- Методика САН (Приложение 2)
на
2.4 Методические материалы
Методы обучения, используемые в рамках программы
• вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (творческие).
Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий,
иллюстративного материала, слайдов, просмотра видеоархивов.
Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с
практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых
занятий приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для
поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе
уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть
занятия. При разборе новых тем, педагогу необходимо использовать
наглядный иллюстративный и видеоматериал, а также руководствоваться
принципом постепенности и последовательности обучения.
Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления
творческой инициативы учащихся, нахождение новых идей в выполнении
работ. От этого во многом будет зависеть успеваемость обучающихся.
При
реализации
программы
используются
современные
образовательные методы:
Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Метод создания креативного поля (или метод решения задач
дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой
атмосферы в коллективе.
Список литературы
1.
Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества
учителя/ 2002.
2.
Борисова Е. Развиваем творческие способности старших
дошкольников в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
3.
Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/
2012.
4.
Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие
творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.
5.
Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных
образовательных
6.
технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
7.
Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.:
2005.
8.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми – нетрадиционные техники,
планирование,
9.
конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
10.
Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике
рисования/ М.:Педагогическое общество России, 2005
Приложение 1
Тест на мышление и креативность (Дж. Брунер)
Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если
вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет, то «–».
Вопросы методики
1.
Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так
сделал(а).
2.
Я люблю настраивать программы для компьютера.
3.
Я люблю читать художественную литературу.
4.
Я люблю живопись (скульптуру).
5.
Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.
6.
Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность
манипулировать предметами.
7.
Я люблю шахматы, шашки.
8.
Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной
форме.
9.
Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
10.
Я люблю и понимаю абстрактную живопись.
11.
Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
12.
Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
13.
В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а
как сказано.
14.
Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
15.
Мне не нравится регламентированная работа.
16.
Мне нравится что-либо делать своими руками.
17.
В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр
для переписки с друзьями.
18.
Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
19.
Мне трудно передать содержание рассказа без его образного
представления.
20.
Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
21.
Любую информацию я воспринимаю как руководство к
действию.
22.
Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
23.
Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
24.
Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные
картины.
25.
Люблю фантазировать.
26.
Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
27.
Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
28.
Мне нравятся художественная литература.
29.
Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших
много лет назад.
30.
Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
31.
Истинно только то, что можно потрогать руками.
32.
Я предпочитаю точные науки.
33.
Я за словом в карман не лезу.
34.
Люблю рисовать.
35.
Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз,
главное — игра актеров, новая интерпретация.
36.
Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей
конструктора.
37.
Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
38.
Мне нравится читать стихи вслух.
39.
Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.
40.
Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.
41.
Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее
проектированием.
42.
Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией
программиста.
43.
Люблю поэзию.
44.
Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
45.
Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный
результат.
46.
Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать
чертежи.
47.
Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
48.
Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя
уверен(а), что найду необходимые слова.
49.
Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
50.
Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
51.
Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
52.
Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
53.
Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
54.
Мне легко представить образ несуществующего предмета или
явления.
55.
Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
56.
Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести
его в мастерскую.
57.
Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
58.
Люблю писать письма.
59.
Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
60.
Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
61.
В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
62.
У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
63.
Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
64.
Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
65.
Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
66.
Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
67.
Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
68.
Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
69.
Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
70.
Мне нравится работа дизайнера.
71.
При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и
ошибок.
72.
Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
73.
Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
74.
Меня привлекает работа художника-оформителя.
75.
Не люблю ходить одним и тем же путем.
Ключ к тесту «Определение типов мышления и уровня
креативности»
Обработка и анализ данных проводится следующим образом:
подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.
Предме
тное
мышление
Символиче
ское мышление
Знаков
ое
мышление
ное
мышление
3,
18,
33,
48,
63,
4,
19,
34,
49,
64,
1,6, 11,
2, 7, 12, 17, 13,
16, 21, 26, 31, 22, 27, 32, 37, 28,
36, 41, 46, 51, 42, 47, 52, 57, 43,
56, 61, 66, 71 62, 67, 72
58,
73
сумма =
сумма =
Образ
8,
23,
38,
52,
68,
14,
29,
44,
59,
74
сумма
=
сть
9,
24,
5, 10, 15,
39, 20, 25, 30, 35,
54, 40, 45, 50, 55,
69, 60, 65, 70, 75
сумма
=
Креативно
сумма =
Интерпретация результатов теста на мышление и креативность
Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три
интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9
баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).
Предметное мышление
Люди с практическим складом ума предпочитают предметное
мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в
пространстве и времени, осуществление преобразования информации с
помощью предметных действий, последовательное выполнение операций.
Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого
типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.
Символическое мышление
Люди с математическим складом ума отдают предпочтение
символическому мышлению, когда происходит преобразование информации
с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или
арифметических знаков и операций). Результатом является мысль,
выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные
отношения между символами.
Знаковое мышление
Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое
мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью
умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам
единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или
высказывания,
фиксирующего
существенные
отношения
между
обозначаемыми предметами.
Образное мышление
Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип
мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени,
осуществление преобразования информации с помощью действий с
образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут
осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом
служит мысль, воплощенная в новом образе.
Приложение 2
Опросник сан (методика и диагностика самочувствия, активности и
настроения)
Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и
настроения.
Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар
противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить
свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой
испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики
своего состояния.
Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние
в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных
признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая
наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая
соответствует степени выраженности данной характеристики.
Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень
выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя
степень выраженности позитивного полюса пары –в 7 баллов. При этом
нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные
состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие.
Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории,
и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25,
26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29,
30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла,
свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о
неблагоприятном состоянии.
Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5
баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны
не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Если человек не переутомленный, он отдохнул, то оценки активности, а
также настроения и самочувствия в этом случае чаще всего совпадают.
Нарастание усталости меняет соотношение между этими показателями из-за
того, что при этом самочувствие и активность падают по сравнению с
настроением.