Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой, физкультурно-спортивной направленности, очной формы
обучения, сроком реализации 72 часа, для детей 7-14 лет, язык реализации программы –
русский. Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
7. Устав МКОУ ДО « Медынский Дом творчества»;
8.Подпрограмма «Дополнительное образование» Государственной программы
Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской
области»
Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года №38
«Об утверждении Государственной программы Калужской области «Развитие общего и
дополнительного образования в Калужской области».
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность
быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ
и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и
системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению
уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение
задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать
выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всѐ
большее признание в России и во всѐм мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и
профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация
(ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны
людям разного возраста, а единая шахматная символика создаѐт необходимые
предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть
мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно
судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций,
занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных
шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском
разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная
шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных
группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.
Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач
ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем
в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам
чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека
мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько «ходов» вперѐд. А, главное, воспитывают характер».
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам
нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех
можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий
подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во
многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с
различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому
ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с
ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм,
увлеченность, уверенность, работоспособность.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как
формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через
структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного
образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную
направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению
ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта.
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с
учѐтом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни
каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает
знание индивидуальности ребѐнка, подростка с включением сюда природных, физических
и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только
ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в
ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором
своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с
помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования:
формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и
способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей
деятельности.
Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований,
что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на
практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на
занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи),
активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся;
применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в
создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям ЦДО.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой,
одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
Ознакомить с историей шахмат;
Обучить правилам игры;
Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с
правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности;
Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
Формировать навыки запоминания;
Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных
качеств;
Прививать навыки самодисциплины;
Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и
самооценки.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной
компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
1.
Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися
следующей деятельности:
Участии в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам;
В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
В проведении педагогом инструктажей;
В применении индивидуальных форм работы;
В корректировке игры;
В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
Педагогическое наблюдение;
Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.
2.
Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися
следующей деятельности:
Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
Изучении специализированной литературы;
Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
В организации педагогом педагогического консультирования при отборе
тематического материала;
В проведении бесед;
В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и
первенствах по шахматам;
Определение уровня эрудиции обучаемых.
Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер,
направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей
учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматное объединение
принимаются дошкольники учащиеся младшего и среднего школьного возраста (7– 14
лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает
учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры.
Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы
дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.
Недельная нагрузка 2 часа (72 часа в год). Учебная группа состоит из 10-15
учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных
качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение,
хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределѐн в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки
шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его
последовательности соблюдаются следующий принципы:
структурирование учебного материала с учѐтом объективно существующих
связей между его темами;
актуальность, практическая значимость учебного материала для
воспитанника.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения
служат:
наличие единого контингента воспитанников;
взаимосвязь
спортивного,
нравственного
коммуникативного
и
адаптированного направлений образовательной деятельности;
единый
образовательный
процесс,
построенный
на
принципах
непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе
индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности
шахматной игры;
определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их
личностного роста
система оценок достижений обучающихся.
Планируемые результаты
Закончив обучение учащийся должен знать:
правила игры в шахматы;
права и обязанности игрока;
иметь представление о истории и происхождении шахмат;
основные понятия о тактике и стратегии.
Должен уметь:
применять указанные знания на практике;
концентрировать внимание, ценить время;
играть в шахматы с удовольствием.
Календарный учебный график
Год Груп Начало Окончани Кол-во Кол-во Кол-во Учебны Даты
Дата
Дата
обученпа занятий е занятий учебны учебны часов пое
начала ипроведен проведен
ия
х дней х
программпериодыокончаниия
ия
недель е
я
промежутитоговой
учебных .
аттестаци
периодоваттестации
и
1г.
1
01.09.
31.05.
72
36
72
2
01.09- декабрь май
31.12.
09.0131.05
Тематическое планирование
№ Темы занятий и виды деятельности
1 Введение. Организационное занятие
2 Шахматы – спорт, наука, искусство
3 Правила игры в шахматы, особенности
шахматной борьбы
4 Простейшие схемы достижения матовых
ситуаций
5 Тактика
6 Эндшпиль
7 Дебют
8 Конкурсы по решению задач и этюдов
9 Сеансы одновременной игры
1 Соревнования (турниры)
Количество часов
Теория практика всего
1
4
6
4
1
4
10
6
4
10
6
6
4
-
4
4
4
6
4
4
10
10
8
6
4
4
0
1
Индивидуальные занятия
-
4
4
1
Итоговое занятие
1
-
1
1
2
Всего:
72 часа
Содержание программы первого года обучения
1.
Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач
на год. Правила техники безопасности.
2.
Шахматы – спорт, наука и искусство. История возникновения шахмат.
Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во
время игры.
3.
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути
шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной
нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации
(шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и
обязанностях игрока.
Сравнительная ценность фигур. Размен.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль),
окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии.
Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные
разряды и звания. Рейтинг-лист.
4.
Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход.
Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский
мат. Тренировочные партии.
5.
Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием
удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка.
Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген).
Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы
мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные
партии.
6.
Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило
квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король
гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила
игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
7.
Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное –
быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого
нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
8.
Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными
задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
9.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения
сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором
партий.
10.
Соревнования, турниры (по отдельному графику)
11.
Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у
которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые
способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
12.
Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных
задач.
Раздел №2 Комплекс организационно – педагогических условий
Методическое обеспечение программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают
организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед,
анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся
готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые
занятия, турниры, игры с гандиканом и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на
основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия
учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в
развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами
прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он
не просто играет, а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это
значит решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять
индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и
тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими
практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно
рассчитывать
варианты,
намечать
наиболее
целесообразный
план
игры.
Методика обучения (формы, приѐмы) - постоянно разнообразные.
Метод упражнения.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или
разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:
• точные - теоретические;
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
• фрагменты из партий - различное игровое содержание;
• этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
• оперативной памяти;
• оперативного мышления;
• функции внимания;
• восприятия;
• оценочной функции.
Формы и методы реализации программы:
Уроки;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Средства реализации программы:
учебно-тематические планы;
методические указания и методическое обеспечение программы;
сборники задач;
шахматная литература.
Материально – техническое обеспечение.
На занятиях используются:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
шахматные часы – 2 штуки;
таблицы к различным турнирам;
раздаточные материалы для тренинга;
вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ Контролируемые знания и
Формы и приемы
Сроки
умения
работы
проведения
Первый год обучения
1 Применение
приемов
Решение
Октябрь
нападения
шахматных задач
2 Защита в различных игровых
Самостоятельная
Декабрь
ситуациях
работа
3 Создание угрозы мата
Игровые
Март
упражнения
4 Разыгрывание эншпиля
Разбор
Апрель
классических партий
5 Разыгрывание дебюта
Разбор специально
Май
подобранных позиций
Список литературы
Для педагога:
1.
Сухин И.Г., Шахматы первый год обучения или учусь и учу. Обнинск
«Духовное возраждение» 2011г.
2.
Романова И. Шахматы для начинающих Москва «Издательство АСТ» 2017
3.
Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.:
Физкультуpа и споpт, 1976.
4.
Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
5.
Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
Календарно тематическое планирование
Дата
№
Тема занятия
04.09
05.09
Вводный урок. Организационное занятие.
Шахматная история.
11.09
12.09
18.09
Шахматная игра - часть мировой культуры
Шахматная доска
Дидактическая игра "Вертикали и
горизонтали"
19.09
Ходы шахматных фигур. Ладья.
04.09
05.09
11.09
12.09
18.09
19.09
25.09
25.09
26.09
02.10
03.10
Игра "Найди поле по адресу".
Слон
Конь
Король.
09.10
10.10
16.10
17.10
Пешка. Превращение пешки.
Ферзь.
Шах
Мат
23.10
24.10
30.10
31.10
Первоначальная расстановка.
Шах или мат
Линейный мат.
Мат в один ход.
06.11
07.11
13.11
14.11
20.11
21.11
Самостоятельное решение задач.
Ничья
Пад
Вечный шах
Детский мат.
Мат в два
27.11
28.11
Заданиия для самостоятельного решения.
Турнир 1
04.12
Виды тактических приемов.
05.12
11.12
Ведение шахматного боя.
Двойной удар.
12.12
18.12
Задачи на тему "Двойной удар"
Связка
19.12
25.12
Задачи на тему "Связка"
Завлечение.
26.12
09.01
Задачи на тему "Завлечение"
Отвлечение.
15.01
Задачи на тему "Отвлечение".
16.01
22.01
Как начинать шахматную партию.
Рокировка
23.01
Задачи на тему "Рокировка"
26.09
02.10
02.10
09.10
10.10
16.10
17.10
23.10
24.10
30.10
31.10
06.11
07.11
13.11
14.11
20.11
21.11
27.11
28.11
04.12
05.12
11.12
12.12
18.12
19.12
25.12
26.12
09.01
15.01
16.01
22.01
23.01
29.01
29.01
Практическое занятие "Королевский гамбит"
30.01
05.02
"Северный гамбит"- практическое занятие.
Испанский дебют.
06.02
Основные правила дебюта
30.01
05.02
06.02
12.02
12.02
Практическое занятие на тему "Дебют"
13.02
Коротко о шахматной стратегии.
19.02
20.02
26.02
Незащищенность позиции короля.
Уязвимые пешки.
Практическое занятие на тему "
Миттельшпиль"
27.02
Эндшпиль - ключ к победе
13.02
19.02
20.02
26.02
27.02
05.03
05.03
06.03
Мат одинокому королю двумя ладьями.
Задачи.
12.03
13.03
Мат одинокому королю двумя ладьями.
Турнир 2
19.03
Практическое занятие.
06.03
12.03
13.03
19.03
20.03
20.03
Мат одинокому королю ферзем.
26.03
Конкурс по решению задач и этюдов
26.03
27.03
27.03
Король и пешка против короля противника.
02.04
Правило оппозиции шахматных королей.
02.04
03.04
03.04
09.04
Задания для самостоятельного решения 2.
Турнир 3
10.04
Конкурс по решению задач
16.04
17.04
Индивидуальная работа.1.
Сеанс 1.
23.04
24.04
30.04
Индивидуальная работа 2
Соревнования 1 (
Соревнование 2
07.05
08.05
Решение задач на логику
Этюд 2
14.05
Самостоятельная работа мат в один ход
15.05
21.05
22.05
Самостоятельная работа Двойной удар
Подведение итогов
Подведение итогов
09.04
10.04
16.04
17.04
23.04
24.04
30.04
07.05
08.05
14.05
15.05
Итого -72 часа
21.05
22.05