Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой,
социальногуманитарной направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1
год (72 часа), для детей 7-14 лет,
Язык реализации программы – русский.
Программа составлена в соответствии с государственными
требованиями к образовательным программам системы дополнительного
образования детей на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования
детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. Устав МКОУ ДО « Медынский Дом творчества»;
8.Подпрграмма «Дополнительное образование» Государственной
программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного
образования в Калужской области»
Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019
года №38 «Об утверждении Государственной программы Калужской области
«Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Уровень сложности - стартовый
Актуальность
В школьном возрасте необходимо закладывать прочные основы
культуры безопасного поведения на дорогах. В свою очередь, обеспечение
2
непрерывности процесса образования и воспитания детей и подростков в
средней и старшей школе направлено на дальнейшее формирование и
закрепление устойчивых стереотипов безопасного поведения на дорогах,
последовательного углубления знаний ПДД.
Повышение
защищенности
от
ДТП
и
их
последствий
несовершеннолетних (как наиболее уязвимых участников дорожного
движения) является одним из основных направлений реализации Стратегии
безопасности дорожного движения (далее — БДД) в Российской Федерации
на 2018‒2024 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р).
Стратегия является основой для формирования и реализации
государственной политики в области БДД на федеральном, региональном,
муниципальном и межотраслевом уровнях. В ее развитие принят ряд
стратегических документов, в числе которых федеральный проект
«Безопасность дорожного движения» (далее — федеральный проект),
паспорт которого утвержден протоколом проектного комитета по
национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные
дороги» от 20 декабря 2018 г. № 4. Одна из задач федерального проекта —
это совершенствование обучения детей основам ПДД и привитие им навыков
безопасного поведения на дорогах. Для решения этой задачи запланировано
создание условий для вовлечения детей и молодежи в профилактическую
работу, в том числе через отряды юных инспекторов
Таким образом, предлагаемая программа обеспечивает решение
поставленной задачи Стратегии безопасности дорожного движения.
Новизна программы в том, что обучение по данной программе
проходит в образовательной организации, с использованием новейшего
учебно-методического оборудования. Педагог выполняет роль наставника.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре
поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст
возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного
дорожного.
Отличительная особенность программы заключается в создании
условий для формирования безопасного образовательного пространства при
взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Так как процесс обучения в
дополнительном образовании носит больше неформальный характер, то
привлечен для совместного обучения разновозрастный состав 1-5 класс
учащихся, что позволяет не только педагогу, но и старшим детям делиться
своим опытом и помогать товарищам, максимально полно использовать весь
комплект оборудования, в том числе велосипеды, 2 детских и 4
подростковых, шлемы и комплекты для безопасной езды на велосипеде для
иллюстрации конкретной дорожной ситуации. Программа обеспечивает
непрерывное общее развитие несовершеннолетнего участника движения
ЮИД в соответствии с обозначенными в Концепции проекта категориями
3
(«Юный инспектор движения», «Лидер ЮИД»), раннюю профориентацию.
Программа также позволяет подготовить команду обучающихся к участию во
Всероссийском конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо».
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при
реализации ДООП - организация образовательного процесса по
дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей
психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп: нарушения опорнодвигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), логопедические нарушения
(фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание), соматически
ослабленные (часто болеющие дети).
Адресат программы.
Обучение рассчитано на обучающихся 7-14 лет
Объем и срок освоения программы.
Объем программы – 72 часа
Срок освоения программы – 1 год
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Набор детей в объединение – свободный
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая, индивидуальная и круговая.
Виды занятий: практические занятия, беседы, лекции, экскурсии,
игровые программы, спортивные соревнования, зачетные занятия.
1.2.
Цель и задачи
Цель программы: вовлечь учащихся 7-14 лет в деятельность по
профилактике детского дорожного травматизма через образовательную,
агитационную и пропагандистскую работу детского объединения ЮИД.
Задачи:
обучающие:
1.
изучение правил дорожного движения (ПДД), необходимых для
безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, пассажира, водителя
велосипеда, других механических средств;
2.
формирование умений применять ПДД в реальных ситуациях,
распознавать опасные дорожные ситуации, анализировать их и осуществлять
правильные действия для предотвращения угрозы жизни и здоровью;
3.
формирование знаний, умений и навыков безопасного
передвижения на велосипеде;
4
4.
обучение поведению в случае ДТП и необходимым действиям, в
том числе – оказанию первой помощи пострадавшим;
5. формирование опыта реальной деятельности по профилактике
детского дорожного травматизма.
развивающие:
1.
формирование мотивации к следованию модели безопасного
поведения с учѐтом норм и правил дорожного движения;
2.
повышение уровня компетентности несовершеннолетних как
участников дорожного движения;
3.
развитие природных задатков, способствующие успеху в
социальном и профессиональном самоопределении детей.
воспитательные:
1.
формирование положительного отношения к системе норм
поведения, принятых в обществе и сознательности к соблюдению ПДД как
основного инструмента по сохранению жизни и здоровья;
2.
воспитание личности, стремящейся к здоровому образу жизни.
Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД в учебном
классе, оснащенном соответствующем оборудованием.
1.3.Содержание программы
Учебно-тематический план
№ Название темы
Кол-во часов
Формы
всего теория практика аттестации
п/п
Вводная.
ЮИД
и
ГИБДД
1
- надежные
друзья.
Агитация
2
и
пропаганда
правил
0
дорожного движения.
3
ПДД.Дорожные знаки.
2
Первая
4
помощь
2
1
1
6
5
Фигурное вождение
велосипеда.
2
Традиционно6
массовые
4
мероприятия.
Проектная
7
работа по
темам:
4
1
10
4
8
2
4
1
12
1
1
1
Оформление
уголка
безопасности
14
4
10
Тесты.
Устный опрос
Моделирование
дорожных
ситуаций
Соревнования по
фигурному
вождению
велосипеда
Участие
в
конкурсах
Написание
проектов
5
«Мы пешеходы», «Мы
пассажиры»,
«Мы
водители»
Подведение
8
итогов
ИТОГО
72
2
12
2
60
Защита проектов
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводная. ЮИД и ГИБДД - надежные друзья.
Теория. Развитие детского движения ЮИД в России. Цели и задачи
отряда ЮИД второго года обучения.
Практика. Оформление уголка безопасности «Светофор».
Тема 2. Агитация и пропаганда правил дорожного движения.
Практика. Подготовка приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь
- наш отряд», театрализованных выступлений с отражением тем для
пешеходов, пассажиров, велосипедистов; оформление агитационной
продукции: плакатов, профильных газет, памяток-закладок, альбомалетописи объединения; сбор материала по ПДД в вопросах и ответах,
ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях. Конкурсы, викторины,
праздники по Правилам дорожного движения. Оформление собранного
материала в альбоме, на стендах «Правила дорожные – Правила надежные»,
«ЮИД в действии». Проведение акций в школах, детских садах, на улицах
города. Совместные рейды с сотрудниками ГИБДД.
Тема 3. ПДД. Дорожные знаки.
Теория. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных
знаков. Установка дорожных знаков вдоль дороги и опознавательных на
транспортные средства. Дорожные ситуации в картинках, на макете, в
словах. Разбор и причины ДТП. Использование кино, сказок, рассказов,
пословиц и поговорок в изучении ПДД.
Практика. Решение тестов по теме, проведение интерактивной игры
«Знатоки ПДД». Стол-макет. Расстановка автотранспорта и пешеходов на
макете. Работа с литературой: подбор пословиц и поговорок со словами
дорога, транспорт, движение. Экскурсии по улицам города.
Тема 4. Первая помощь.
Теория. Ожоги, обморожения. Виды кровотечений. Переломы.
Транспортировка пострадавших. Встреча с сотрудниками МЧС,
медицинскими работниками. Понятия: «ДТП», «первая помощь», «сердечнолѐгочная реанимация», «искусственное дыхание». Первая помощь и ее
предназначение.
Практика. Правила оказания первой помощи. Аптечка и ее
содержимое. Вызов специальных служб. Проведение сердечно-легочной
реанимации. Кровотечение и его остановка. Действия при тепловом ударе,
при обморожении. Демонстрация оказания первой помощи. Отработка
6
алгоритма оказания первой помощи под контролем преподавателя. Решение
жизненных ситуаций. Моделирование дорожных ситуаций.
Тема 5. Фигурное вождение велосипеда.
Практика. Изучение схемы расположения препятствий. Изучение
препятствий: - змейка; - восьмерка; - качели; - перестановка предмета; рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками. Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде по подгруппам по 3-4 обучающихся в каждой, в
соответствии с возрастными особенностями детей. Наличие 4-х
подростковых и 2-х детских велосипедов позволяют одновременно
заниматься отработкой разных упражнений, с последующей сменой
участников. В одновозрастной группе с использованием только 4-х
подростковых или 2-х детских велосипедов, так и использование
подростковых и детских велосипедов одновременно в разновозрастных
группах.
Тема 6. Традиционно-массовые мероприятия.
Практика. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД, в
олимпиаде по ПДД. Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы
рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…). Подготовка к выступлению
на конкурсе-фестивале «Безопасное колесо».
Тема 7. Проектная работа по темам: «Мы пешеходы», «Мы
пассажиры», «Мы водители».
Теория. Обоснование необходимости проекта. Проблема. Причины.
Цель, задачи проекта. Участники проекта. Описание проекта: стратегия и
механизмы достижения поставленных целей. Ресурсы. Рабочий план
реализации проекта. Оценка эффективности реализации проекта.
Практика. Выбор темы. Написание проекта.
Тема 8. Подведение итогов.
Практика. Защита проектов
1.5. Планируемые результаты
По окончании изучения программы обучающимися должны быть
достигнуты:
предметные результаты:
знание, понимание следующих тем «Пешеходы», «Пассажиры»,
«Двухколесный транспорт», «Водители», «Первая помощь» в соответствии с
возрастной категорией;
усвоение навыков фигурного вождения велосипеда
личностные результаты:
понимание и осознание ценности собственной и общественной
безопасности;
положительное формирование образа «идеальный пешеход,
идеальный пассажир, идеальный водитель» и самоидентификация с ним;
усвоение основных навыков индивидуального и коллективного
безопасного поведения на дороге;
7
уважительное отношение к другим участникам дорожного
движения;
осознание ответственности каждого человека за общую
безопасность;
осознанное и ответственное отношения к собственным
поступкам;
метапредметные результаты:
понимание и предвидение потенциально опасных ситуаций,
угрожающих жизни и здоровью людей;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи
совершенных ошибок и неотвратимости последствий.
сформированные задатки правового мышления;
умение общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, пропагандистской и повседневной
деятельности;
умение осуществлять самоконтроль и самооценку результата
деятельности, контроль, взаимоконтроль и взаимооценку действиям
сверстников в процессе обучения.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Год
обуче
ния
Группа
Начало
занятий
Оконча Колние
во
занятий учеб
ных
дней
Колво
учеб
ных
неде
ль
Кол-во
часов
по
програ
мме
Учеб
ные
перио
ды
1г.
1
01.09.
31.05.
36
72
2
36
Даты
начала
и
оконча
ния
учебн
ых
перио
дов
01.0931.12.
Дата
проведен
ия проме
жут.
аттестац
ии
Дата
прове
дения
итого
вой
аттес
тации
декабрь
май
09.0131.05
2.1 Условия реализации программы
Успешной
реализации
учебного
соответствующая материально-техническая база
процесса
способствует
8
кабинет для занятий вместимостью не менее 15 чел.;
асфальтированная площадка.
Важную роль играет специально оборудованный кабинет и наличие
разнообразного Информационного обеспечения
презентации по темам «Пешеходы», «Пассажиры»,
«Двухколесный транспорт», «Водители», «Первая помощь»;
видеоролик «Защита детского кресла»;
видеоролик с демонстрацией в замедленном режиме салона
машины «в разрезе» в момент резкого торможения;
видеоролик с демонстрацией дорожной обстановки из
ветрового стекла автомобиля с отражением в салонном зеркале;
фильм: ошибки пешеходов и водителей на переходе;
фильм с примерами ДТП (краш тесты);
фильм «Дорожная ситуация вид из окна».
2.2 Формы аттестации
Формы аттестации. Для оценки знаний учащихся предусматривается
вводный, текущий и итоговый контроль.
Вводный
контроль представлен тестированием и беседой
9
с учащимися, и необходим для определения начального уровня
учащихся.
Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и
групповых творческих заданий (изготовление информационных газет, минисообщений, тестированием, участие в конкурсах и соревнованиях).
Итоговый контроль защита проектов.
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.3 Оценочные материалы
Оценочные материалы
Тесты по ПДД https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/pddtest
Тестирование знаний ПДД https://pdd-russia.com/pddonline/ekzamen.html
Тесты ГИБДД: https://xn----8sbkahkuskl1n.com/
2.4 Методические материалы
Методы обучения, используемые в рамках программы
• вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (творческие).
Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий,
иллюстративного материала, слайдов, просмотра видеоархивов.
Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с
практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых
занятий приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для
поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе
уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть
занятия. При разборе новых тем, педагогу необходимо использовать
наглядный иллюстративный и видеоматериал, а также руководствоваться
принципом постепенности и последовательности обучения.
Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления
творческой инициативы учащихся, нахождение новых идей в выполнении
работ. От этого во многом будет зависеть успеваемость обучающихся.
При
реализации
программы
используются
современные
образовательные методы:
Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Метод создания креативного поля (или метод решения задач
дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой
атмосферы в коллективе.
Список литературы
Для педагога
10
1.
Правила
дорожного
движения
РФ
2017
http://avtorussia.ru/pdd/pdd_rf.html
2.
Кодекс
административных
правонарушений
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
3.
Методика
проведения
информационно-просветительских
мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
4.
Концепция информационно-пропагандистского проекта по
организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в
дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных
инспекторов движения. – Москва, 2019.
5.
Уроки безопасности (сборник методических разработок) / Н.С.
Павлюшина. – Калуга. ГБУ ДО КО «ОЦДОД им. Ю.А. Гагарина», 2017.
6.
Материалы для преподавателей (инструкторов) первой помощи
Всѐ о первой помощи | Партнерство профессионалов первой помощи
(allfirstaid.ru)
Дополнительная
1.
А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков Профилактика
детского
дорожно-транспортного
травматизма
в
образовательных
учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ
ДОД ЦДЮТТ «Охта» 2012. 201с.
2.
Видеоурок от портала «Инфоурок» «Опасности, которые могут
Вам встретиться по дороге в школу» https://youtu.be/F16Dm3bf-SY
3.
Видеоурок по ПДД ГИБДД https://youtu.be/fwXXBDdd9p8
4.
5.
Добрая дорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал//
https://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/
6.
Дорожные уроки тетушки Совы https://youtu.be/FKJnIyMug_Y
(все серии)
7.
«По дороге со Смешариками» https://youtu.be/EDV9mFtYl2M
8.
Детский развивающий мультфильм «Дорожные знаки для детей»
https://youtu.be/KeEyUiwVlJ8
9.
Мультфильм
«Правила
дорожного
движения
детям»
https://youtu.be/D0MrdKuTvpA
10. Мультфильмы 2013 Озорная Семейка - Правила движения
https://youtu.be/Ovhc4FU_7sE
11. Торопыжка и ПДД http://viki.rdf.ru/item/1112/download/
Список литературы для учащихся и родителей
1.
Громаковский А.А. Правила дорожного движения с примерами
и комментариями. Изд. Питер, 2008.
2.
Дорожная безопасность 1-4 класс / Под ред. В.Н. Кирьянова. М.: Третий Рим, 2007.
11
3.
Лиханов А.А. Письма в защиту детства. Издание второе,
дополненное. - М.: ОО «Издательский образовательный и культурный
центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
4.
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения.
М.: Просвещение, 2015.
12