КП. АЗЫ АРДУИНО

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
модифицированной
краткосрочной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
технической
направленности, дистанционной формы обучения, сроком реализации 16 часов, для
детей 11-14 лет стартового уровня освоения. Язык реализации программы русский.
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на
основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года
№38 «Об утверждении Государственной программы Калужской области
«Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области.
9.Подпрограмма «Дополнительное образование» Государственной программы
Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в
Калужской области»
10. Устав МКОУ ДО « Медынский Дом творчества».
Актуальность программы заключается в том, что учащимися на практике
рассматривается процесс проектирования и изготовления роботизированных систем.
Учащиеся постигают принципы работы радиоэлектронных компонентов, электронных
схем и датчиков. На доступном уровне изучаются основы работы техники и
микроэлектроники, иллюстрируется применение микроконтроллеров в быту и на
производстве.

Новизна программы.
В современных требованиях к обучению, воспитанию и подготовке детей к труду
важное место отведено формированию активных, творческих сторон личности.
Применение робототехники на базе микропроцессоров Arduino, различных электронных
компонентов (датчиков и модулей расширения) в учебном процессе формирует
инженерный подход к решению задач, дает возможность развития
творческого мышления у детей, привлекает обучающихся к исследованиям в
межпредметных областях
Отличительной особенностью данной программы является:
формирование инженерного подхода к решению практических задач по изготовлению
роботизированных систем с использованием платы Arduino; Получение образования

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано совместно с другими обучающимися.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации
ДООП - организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Формы организации образовательного процесса: групповые. Виды занятий
определяются содержанием программы. Основной формой обучения является
самостоятельная практическая работа, которая выполняется малыми группами. В
основном используются лекции, практические занятия, мастер-классы и эксперименты.
В качестве итоговых занятий проводятся защита проектов, опрос, тестирование.
В программе используются различные виды педагогических технологий:
группового обучения, проблемного обучения и технология проектной деятельности.

Адресат программы.
Обучение рассчитано на детей 11-14 лет
Объем и срок освоения программы
Объѐм программы-16 часов
Срок освоения программы – 4 месяца
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Уровень освоения программы – стартовый
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу
Набор детей в объединение – свободный
Формы организации образовательного процесса – творческая работа,
практическая работа.

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: знакомство с азами программирования через использование
платы Arduino
Задачи:
Предметные: Объяснить принцип работы электронных устройств:
•
ознакомление с комплектами конструкторов Ардуино и их аналогами;
•
ознакомление с основами автономного программирования;
•
ознакомление со средой программирования Scratch;
•
получение навыков работы с датчиками и двигателями;
•
получение навыков программирования;
•
развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Метапредметные: Развить базовые навыки проектирования автоматизированных
платформ:
•
развитие конструкторских навыков;
развитие логического мышления;
•
развитие пространственного воображения.
Личностные: Обеспечить необходимые условия для всестороннего развития
школьника.
•
воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
•
развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в
коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
•
развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
•
формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с
различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и
отбирать
необходимую
для
решения
учебных
задач
информацию.
•

1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
П

Название разделов и тем

Количество часов
Теория

Практи
ка

Формы
аттестации и
Всег контроля
о

/
П

1

Вводное
занятие.
Техника
безопасности
Введение «Знакомство с
Arduino»

1

1

2

2

Основы электричества
Мини-проекты
с
Arduino.
Элементы
умного
объекта.

2

4

6

2

4

6

2

2

11

16

3

4

Проектная деятельность
5

Анкетирование
и
опрос
Самостоятельная
практическая
Работа
Самостоятельная
практическая
работа
Самостоятельная
практическая
работа.
Защита проекта.

ВСЕГО

Раздел 1. Введение «Знакомство с Arduino» (2 часа).
Теория.
Вводное занятие. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.
Общий обзор курса. Современное состояние робототехники и микроэлектроники
в мире и в нашей стране.
Практика.
Знакомство с платой Arduino Uno.Структура и состав микроконтроллера. Пины.
Раздел 2. Основы электричества. Мини-проекты с Arduino (6 часа). Теория.
Теоретические основы электричества. Управление электричеством.
Законы электричества. Как быстро строить схемы: макетная плата.
Знакомство со средой программирования

Практика.
Чтение электрических схем. Управление светодиодом. Мультиметр. Электронные
измерения. Проект «Маячок». Сборка схем. Программирование: функция digital
write. Проект «Маячок с нарастающей яркостью». Проект «Светильник с
управляемой яркостью» Подключение потенциометра. Аналоговый вход. Проект
«Терменвокс» . Воспроизведение звука. Последовательное и параллельное
подключение резисторов. Фоторезистор. Проект «Кнопка + светодиод».
Особенности подключения и программирования кнопки. Проект «RGB
светодиод». Подключение и программирование RGB- светодиода. Проект
«Пульсар». Знакомство с устройством и функциями транзистора.
Подключение и программирование устройств с транзисторами и светодиодной
шкалой.
Раздел 3. Элементы умного объекта. (6 часа).
Теория.
Логические переменные и конструкции. Нулевые переменные и константы, логические
операции. Роль сенсоров в управляемых системах. Сенсоры и переменные резисторы.
Делитель напряжения. Потенциометр. Аналоговые сигналы на входе Arduino.
Практика.
Проект «Бегущий огонек». Подключение и программирование устройств с
транзисторами и светодиодной шкалой. Проект «Мерзкое пианино». Использование
монитора последовательного порта для наблюдений за параметрами системы.

Раздел 4. Проектная деятельность (2 часа).
Практика.
Проектная деятельность. Защита проекта.
1.4. Планируемые результаты
Ожидается, что в результате освоения навыков работы с платой Arduino учащиеся будут
Знать:
основы программирования микроконтроллеров
принцип работы и назначение электрических элементов и датчиков

Уметь:
читать принципиальные схемы и собирать их;
программировать микроконтроллер Arduino
Личностные:
учащийся знает и соблюдает технику безопасности при работе с электронными
устройствами;
умеет выступать перед аудиторией;
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:

оперирует понятиями такими как: «алгоритм», «исполнитель» «робот»,
«объект», «система», «модель»;
умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и оценивать правильность
выполнения поставленной задачи.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1Календарный учебный график
Год
Г
обуче р
ния
у
п
п
а

Нач
ало
заня
тий

4 мес. 1

4 мес. 1

Окон
чани
е
занят
ий

Кол
-во
уче
бны
х
дне
й

Кол
-во
уче
бны
х
нед
ель

Колво
часо
в по
прог
рамм
е

Уче
бны
е
пер
иод
ы

04.09 18.12

16

16

16

1

25.12 15.04

16

16

16

1

Даты
начала
и
оконча
ния
учебны
х
период
ов
04.0918.12

Даты
проведе
ния
промеж
ут.
аттеста
ции

Даты
проведени
я
итоговой
аттестаци
и

ноябрь

декабрь

25.1215.04

март

апрель

Календарный учебный график 1 группы
№ Месяц

1
2
3
4
5
6

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь

7

октябрь

Тема занятия
Введение. ТБ.
Знакомство с Arduino
Проект «Маячок»
Проект «Светильник»
Проект «Терминвокс»
Проект «Кнопка +
светодиод»
Проект «Пульсар»

Колич
ество
часов
1
1
1
1
1
1

Форма занятий

1

Практическая работа

Зачет
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

8

октябрь

9
10
11
12
13
14
15
16

октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

№ Месяц

1
2
3
4
5
6

январь
январь
январь
январь
февраль
февраль

7
8

февраль
февраль

9
10
11
12
13
14
15
16

март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель

Проект «Маячок с
нарастающей яркостью»
Проект «Бегущий огонек»
Проект «Бегущий огонек»
Проект «Бегущий огонек»
Проект « Пианино»
Проект « Пианино»
Проект» Пианино»
Проектная деятельность
Проектная деятельность

1

Практическая работа

1
1
1
1
1
1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Защита проекта
Защита проекта

Календарный учебный график 2-ой группы обучения
Тема занятия
Колич Форма занятий
ество
часов
Введение. ТБ.
1
Зачет
Знакомство с Arduino
1
Практическая работа
Проект «Маячок»
1
Практическая работа
Проект «Светильник»
1
Практическая работа
Проект «Терминвокс»
1
Практическая работа
Проект «Кнопка +
1
Практическая работа
светодиод»
Проект «Пульсар»
1
Практическая работа
Проект «Маячок с
1
Практическая работа
нарастающей яркостью»
Проект «Бегущий огонек»
1
Практическая работа
Проект «Бегущий огонек»
1
Практическая работа
Проект «Бегущий огонек»
1
Практическая работа
Проект « Пианино»
1
Практическая работа
Проект « Пианино»
1
Практическая работа
Проект» Пианино»
1
Практическая работа
Проектная деятельность
1
Защита проекта
Проектная деятельность
1
Защита проекта

2.2. Условия реализации программы.
Материально техническое обеспечение.
- Наличие кабинета для занятий кружка площадью 72 м2.
Оборудование кабинета:
- рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером или ноутбуком с
установленным лицензионным программным обеспечением;
- столы и стулья для обучающихся;

- шкафы для хранения таблиц, дисков, пособий справочных материалов;
Аппаратное и техническое обеспечение:




наборы конструктора Ардуино(Матрешка) – 6 шт.;

робототехнический комплект "Makeblock" - 6 шт. ;

мобильный класс;
презентационное
оборудование (проектор с экраном) с возможностью
подключения к компьютеру;

аккумуляторы для микропроцессорного блока робота;

блок питания для аккумуляторов;

дополнительные детали к конструктору Ардуино;
Программное обеспечение:
свободно распространяемое программное обеспечение: Arduino IDE, ArduBlock,
mBlock.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими
среднее
профессиональное
образование
или
высшее
образование,
соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной
программы.
Требования к педагогам дополнительного образования:
среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена или высшее образование - бакалавриа´т, направленность
(профиль) которого, как правило,
соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы;
дополнительное
профессиональное
образование
–
профессиональная
переподготовка по направленности дополнительной общеобразовательной
программы.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам
по профилю педагогической деятельности не реже 1 раз в 3 года.

2.2. Формы аттестации (контроля)

анкетирование и опрос;

самостоятельная практическая работа;

защита проекта.
2.3. Оценочные материалы
Оценочные материалы представляют собой пакет диагностических методик,
позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов в
соответствии с целью и задачами программы.
Зачетные работы построены таким образом, что перед выполнением
самостоятельного задания учащиеся повторяют и выполняют вместе с педагогом

подобные задания из зачетной работы. На втором занятии дети работают
самостоятельно. Проверочные задания выдаются учащимся на распечатанных
листочках, а так же в электронном виде.
Самостоятельные практические работы учащимся выполняются по определенному
заданию/макету (эталону) педагога согласно пройденным темам/разделам.

Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об
обучении.
Методические материалы











Методы образовательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный;
эвристический метод;
метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до
обучающихся сложный материал;
метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить
переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести
необходимые корректировки по усвоению знаний на практических
занятиях;
исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность
проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных
результатов.
проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится
некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и
перейти на новую ступень обучения;
закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
диалоговый и дискуссионный.
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы включает в себя обеспечение образовательного
процесса согласно учебно-тематическому плану различными методическими
материалами.
На занятиях используются инструкции по ТБ, задания из учебника, теоретический
материал по ведению занятий, интернет-ресурсы по темам занятий, дидактические
игры.
За основу разработки, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы, используется Вики от Амперки.
Для подготовки материала к уроку (презентации, задания для самостоятельно
работы, творческой работы, теоретический материал) используется Интернетресурс: «Амперка _ Вики» http://wiki.amperka.ru/
Перечень методических пособий:
1. Онлайн программа на сайте роботехника18.рф
2. Справочник по C++ на сайте http://wiki.amperka.ru
3. Справочник по Arduino на сайте http://wiki.amperka.ru

Перечень методических материалов:
1. Канал об Ардуионо на youtube.com «Заметки Ардуинщика»
2. Канал об Ардуионо на youtube.com «Учимся программировать Arduino на
визуальном языке Scratch с командой робототехников Карандаш и
Самоделкин».
Список литературы
1.
Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freeduino", У.
Соммер, СПб.: БХВ-Петербург, 2021. — 256 с
2.
«Arduino, датчики и сети для связи устройств», Том Иго, СПб.: БХВПетербург 2020.- 544 с.
3.
«Делаем сенсоры. Проекты сенсорных устройств на базе Arduino и
Raspberry Pi», Теро Карвинен, Киммо Карвинен, Вилле Валтокари, Вильямс 2022,
448 с.
4.
«Изучаем Arduino. Инструменты и методы технического волшебства»,
Джереми Блум, СПб.: БХВ-Петербург 2015. – 336 с.
5.
«Первый шаг в робототехнику» практикум для 5 - 6 классов, Д.Г.
Копосов, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019. - 286 с.
6.
«Электроника для начинающих», Чарльз Платт, 2012 – 480 с.
7.
Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2021. - 125 с.
Список литературы для педагога:
1.
2.

Справочник по Arduino на сайте http://wiki.amperka.ru
Онлайн программа на сайте роботехника18.рф

Список литературы для учащихся:
1.
2.

Справочник по Arduino на сайте http://wiki.amperka.ru
Онлайн программа на сайте роботехника18.рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».