КП АКварель

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной краткосрочной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной
направленности, очной формы обучения, сроком реализации 16 часов, для
детей 7-12 лет, стартового уровня освоения. Язык реализации программы русский.
Программа составлена в соответствии с государственными
требованиями к образовательным программам системы дополнительного
образования детей на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования
детей»;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
7. Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019
года №38 «Об утверждении Государственной программы Калужской области
«Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9.Подпрограмма «Дополнительное образование» Государственной
программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного
образования в Калужской области»
10. Устав МКОУ ДО « Медынский Дом творчества».
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МКОУ
ДО « Медынский Дом творчества».
12. Положение о детском творческом объединении МКОУ ДО

« Медынский Дом творчества».
13. Правила приема, учета, перевода и отчисления учащихся МКОУ ДО
« Медынский Дом творчества».
14. Положение о режиме занятий учащихся в детских творческих
объединениях МКОУ ДО « Медынский Дом творчества».
15. Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности
аттестации учащихся МКОУ ДО « Медынский Дом творчества».
Актуальность рисование является одним из важнейших средств
воспитания всесторонней, гармонично развитой личности обучающегося.
Этот вид деятельности тесно связан с самостоятельной практической и
творческой активностью ребенка. В процессе рисования у детей
совершенствуются
наблюдательность
и
эстетическое
восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует
и развивает определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета; развиваются специальные
умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней
предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Особое значение придается в данной
программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению
приѐмам художественно – творческих действий.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной,
творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы
способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность,
настойчивость, терпение, формирование эстетического вкуса.
Отличительная особенность
Занятия правополушарным рисованием для ребенка – это не только
овладение техникой рисования и создание художественного образа; это
формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления,
полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям,
другим детям.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при
реализации ДООП - организация образовательного процесса по
дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей
психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)

- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Адресат программы.
Обучение рассчитано на детей 7-12 лет
Объем и срок освоения программы
Объѐм программы-16 часов
Срок освоения программы – 4 месяца
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Уровень освоения программы – стартовый
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу
Набор детей в объединение – свободный
Формы организации образовательного процесса – творческая работа,
практическая работа.
Формы обучения: очная, очная с применением электронного обучения.
Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с
помощью интернет-ресурсов.
1.2. Цель и задачи
Цель: Содействие формированию творческой личности ребенка посредством
освоения основных приемов изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с техникой правополушарного рисования
- формировать у детей изобразительные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения, взаимоотношений с людьми и
окружающим миром;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое
отношение к миру;
Развивающие:
- развить творческое воображение, поощрять проявление фантазии;
- содействовать самовыражению и самореализации учащихся в
творчестве посредством практической деятельности;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.

1.3 Содержание программы
Учебный план

№

Раздел

п/п

1 Вводное занятие. Техника
безопасности. Тест «Карта
интересов»

2.2
2.3
2.4

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

0,5

0,5

1 Тест «Карта
интересов»

Нетрадиционные техники рисования (4 часа)
Монотипия
0,5
0,5
1 Практическая
работа
Кляксография
0,5
0,5
1 Творческая
работа
Граттаж
0,5
0,5
1 Практическая
работа
Пальчиковое рисование
0,5
0,5
1 Творческая
работа
3
Анималистика (5 часов)
Лисичка
0.5
0.5
1 Практическая
работа
Благородный олень
1
1 Творческая
работа
Белый медведь
1
1 Творческая
работа
Бурый медведь
1
1 Практическая
работа
Верблюд
1
1 Творческая
работа
4
Пейзаж (5 часов)
На море
0,5
0,5
1 Творческая
работа
В горах
1
1 Практическая
работа
В лесу
1
1 Творческая
работа
Горный пейзаж
1
1 Практическая
работа
Сельский пейзаж
1
1 Творческая
2

2.1

Количество часов
Теория Практика Всего Форма
аттестации

Итоговое занятие

Всего

1

3,5

12,5

работа
1 Выставка
творческих
работ, анализ
творческих
работ
16

1.4.Содержание учебно плана
Тема №1 Знакомство обучающихся с целями и задачами программы.
Инструктаж по технике безопасности. Тест «Карта интересов»
Тема№ 2.1 Монотипия
Теория: Знакомство с техникой мятой бумаги - монотипия, в жанре – пейзаж.
Практика: На листе бумаги рисуется пейзаж карандашом, лист сминается,
расправляется на столе, быстро пишется пейзаж акварельными красками, не
давая ей засохнуть. По линиям карандаша обводится кистью темным цветом.
Наложить чистый лист бумаги на рисунок и сделать оттиск.
Тема № 2.2 Кляксография
Теория: Знакомство с техникой кляксография - связь формы пятна с образом.
Развитие творческого воображения.
Практика: Рисование с использованием непроизвольной кляксы, которая
наносится непроизвольным встряхиванием кисточкой с краской или
трубочкой. Дорисовывание нанесенной на бумагу произвольной кляксы до
узнаваемого художественного образа.
Тема № 2.3 Граттаж
Теория: Знакомство с техникой граттаж.
Практика: Заштриховать всю поверхность бумаги разноцветными
карандашами или восковыми мелками в произвольном порядке. Если вы
рисовали карандашами, сверху
нужно натереть рисунок парафиновой свечой. Закрасить рисунок сверху
плотным слоем черной гуаши, предварительно добавив в нее каплю моющего
средства, и оставить
высыхать. Взять зубочистку или другую палочку с заостренным концом и
процарапывать любые узоры. На черном фоне разноцветные узоры получатся
очень яркими, красивыми.
Тема № 2.4 «Пальчиковое рисование»
Теория: Знакомство с техникой пальчиковое рисование.
Практика: Рисование букета цветов при помощи пальцев рук
Анималистика (5 часов)
Тема № 3.1 «Лисичка»
Теория: Беседа об анималистике, как о жанре изобразительного искусства.
Практика: Выполнение рисунка с усвоением характерных особенностей лисы
и созданием сюжета.
Тема № 3.2 «Благородный олень»

Практика: Выполнение рисунка с усвоением характерных особенностей
оленя и созданием сюжета
Тема № 3.3 «Белый медведь»
Практика: Выполнение рисунка с усвоением характерных особенностей
Белого медведяи созданием сюжета.
Тема № 3.4 «Бурый медведь»
Практика: Выполнение рисунка с усвоением характерных особенностей
Бурого медведяи созданием сюжета.
Тема № 3.5 «Верблюд»
Практика: Выполнение рисунка с усвоением характерных особенностей
верблюда и созданием сюжета.
Пейзаж (5 часов)
Тема № 4.1 «На море»
Теория: Беседа о пейзаже, как о жанре живописи, о планах на картине
(переднем, среднем и заднем)
Практика: Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного
слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с
помощью, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (остров,
дерево) и пальцев (облака).
Тема № 4.2 «В горах»
Практика: Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение фона с помощью кисти, работа с дальним и передним
планами с помощью кисти горы, птица, цветы.
Тема № 4.3 « В лесу»
Практика: Выполнение горизонтального фона, работа с дальним и передним
планами.
Тема № 4.4 «Городской пейзаж»
Практика: Выполнение вертикального фона, работа с дальним и передним
планами.
Тема № 4.5 «Сельский пейзаж»
Практика: Выполнение горизонтального фона, работа с дальним и передним
планами.
Итоговое занятие: выставка творческих работ, анализ творческих работ
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- обучающиеся освоят различные техники рисования;
- обучающиеся будут владеть: изобразительными умениями и навыками
Личностные результаты:
-обучающиеся будут проявлять: культуру поведения, выстраивать
взаимоотношения с людьми и окружающим миром;
-обучающиеся будут проявлять: самостоятельность, инициативность,
творческое отношение к миру;
Метапредметные результаты:
- обучающиеся будут проявлять фантазию, творческое воображение;

- умение самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и
применять полученные знания.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год
Гр Нача
обучен уп ло
ия
па занят
ий

Оконч
ание
занят
ий

Колво
учеб
ных
дней

Колво
учеб
ных
неде
ль

Колво
часов
по
прогр
амме

Учеб
ные
пери
оды

4
месяца

1

04.09

18.12

16

16

16

1

4
месяца

1

25.12

15.04

16

16

16

1

Даты
начал
а
и
оконч
ания
учебн
ых
перио
дов
04.0918.12

Даты
провед
ения
проме
жут.
аттест
ации

25.1215.04

март

Даты
проведе
ния
итогово
й
аттеста
ции

ноябрь декабрь

апрель

Календарный учебный график 1 группы
№ Месяц

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
Ноябрь

Тема занятия
Введение.ТБ.
Монотипия
Кляксография
Граттаж
Пальчиковое рисование
Лисичка
Благородный олень
Белый медведь
Бурый медведь
Верблюд

Колич
ество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Форма занятий
зачет
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа

11
12
13
14
15
16

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Ноябрь
Ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

На море
В горах
В лесу
Горный пейзаж
Сельский пейзаж
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1

Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Творческая работа
Выставка творческих
работ, анализ
творческих работ

Календарный учебный график 2-ой группы обучения
Месяц
Тема занятия
Колич Форма занятий
ество
часов
Январь
Введение.ТБ.
1
зачет
Январь
Монотипия
1
Творческая работа
Январь
Кляксография
1
Творческая работа
Январь
Граттаж
1
Творческая работа
февраль
Пальчиковое рисование
1
Творческая работа
февраль
Лисичка
1
Творческая работа
февраль
Благородный олень
1
Творческая работа
февраль
Белый медведь
1
Творческая работа
Март
Бурый медведь
1
Творческая работа
март
Верблюд
1
Творческая работа
март
На море
1
Творческая работа
март
В горах
1
Творческая работа
апрель
В лесу
1
Творческая работа
апрель
Горный пейзаж
1
Творческая работа
апрель
Сельский пейзаж
1
Творческая работа
апрель
Итоговое занятие
1
Выставка творческих
работ, анализ
творческих работ

2.2 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующей обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального
стандарта (описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Необходим педагог, имеющий подготовку по профилю
«Изобразительное и прикладные виды искусств».

Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проходят в хорошо проветриваемом классе, с достаточным
количеством парт со стульями, доска.
Материалы для каждого
обучающегося:
1. стаканчики для воды;
2. кисточка толстая (№9-10), кисточка средняя (№ 6), кисточка
тонкая (№3);
3. палитра;
4. альбом или папка с бумагой размером А4
и А 3;
5. простой карандаш (твердый/мягкий),
ластик; 6. гуашь 12 цветов;
6. салфетка или тряпочка;
7. клеенка для стола (0,5х1 м).
2.2 Формы аттестации
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы.
Цель − определить исходный уровень знаний обучающихся, определить
формы и методы работы с учащимися. Форма контроля: тест, педагогическое
наблюдение.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. В практической деятельности результативность
оценивается качеством выполнения практических работ,
Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога, самоконтроля
. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно
проявлять полученные знания, умения, навыки.
Итоговый контроль осуществляется по итогам изучения курса. Форма
контроля:, анализ творческих работ и участия в конкурсах и выставках
обучающихся.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об
обучении.
2.3 Оценочные материалы
Формы отслеживания, предъявления и демонстрации образовательных
результатов: - тесты («Карта интересов», (см. приложение);
- выставки творческих работ ;
- анализ творческих работ обучающихся (см. приложение)

2.4 Методические материалы
Методы обучения, используемые в рамках программы
• вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (творческие).
Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий,
иллюстративного материала, слайдов, просмотра видеоархивов.
Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с
практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых
занятий приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для
поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе
уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть
занятия. При разборе новых тем, педагогу необходимо использовать
наглядный иллюстративный и видеоматериал, а также руководствоваться
принципом постепенности и последовательности обучения.
Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления
творческой инициативы учащихся, нахождение новых идей в выполнении
работ. От этого во многом будет зависеть успеваемость обучающихся.
При
реализации
программы
используются
современные
образовательные методы:
Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Метод создания креативного поля (или метод решения задач
дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой
атмосферы в коллективе.
Список литературы
1.
Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества
учителя/ 2002.
2.
Борисова Е. Развиваем творческие способности старших
дошкольников в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
3.
Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/
2012.
4.
Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие
творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.
5.
Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных
образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
6.
Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.:
2005.
7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми – нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
8.
Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике
рисования/ М.:Педагогическое общество России, 2005

Приложение
Тест «Карта интересов»
Инструкция: у Вас есть возможность заниматься в каком-либо объединении по
вашему желанию. Для того, чтобы помочь выбрать дело по интересам, предлагаем
ответить на вопросы. Подумай перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайся дать
как можно точный ответ.
Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы
спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса
поставьте два плюса ++; если просто нравится − один плюс +; если не знаете,
сомневаетесь – 0; если не нравится (не любите) – минус -; очень не нравится – два минуса
--.
Отвечайте на каждый вопрос. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу
же. Каждый вопрос начинается со слов:
Любите ли Вы?
Хотели бы Вы?
Нравится ли Вам?
Вопросы анкеты:
1. Знать устройство и работу компьютера. Осваивать разнообразные компьютерные
программы.
2. Мастерить изделия из дерева, фанеры, бумаги, из других материалов с помощью
молотка, лобзика и др. инструментов.
3. Смешивать краски разных цветов, рисовать рисунки и картины.
4. Осваивать разнообразную технику рисования с помощью разных средств (мелки,
пастель, маркеры и др.).
5. Работать с тканями, нитками, кожей. Выполнять работы и украшать ими свой дом.
6. Лепить из пластилина, глины разнообразные поделки и сувениры. Расписывать свои
работы красками.
7. Разучивать и исполнять песни. Выступать на сцене с вокальными номерами.
8. Играть на музыкальных инструментах (фортепиано, шумовой оркестр и т.д.)
9. Красиво двигаться, выражать свои эмоции, задумки, художественные идеи
посредством пантомимы, актерского творчества.
10. С выражением и актерским мастерством читать художественные тексты?
11. Выражать свой творческий потенциал в театральных постановках?
12. Двигаться под музыку, танцевать различные танцы (современные, народные, бальные).
13. Читать о лесе, растениях. Сажать домашние растения, ухаживать за ними.
14. Украшать свое жилище, окна, интерьер, общественное пространство.
15. Организовывать общественные мероприятия (праздники, вечеринки и т.д.) в классе,
школе.
16. Помогать другим людям, оказывать заботу
Анализ творческих работ обучающихся
Критерии оценки
1.Особенности рисования:
- Использование изобразительных приемов и технических навыков;
- Координация движения руки и глаза;
- Темп рисования: медленный и быстрый;
- Замысел: устойчивый, использует самостоятельно замысел, замыслы, подсказанные
взрослым;
- Содержание рисунка: из 3-5 предметов, содержание бессюжетное;
- Самостоятельность ребенка;

- Требует помощь взрослого;
- Выражение положительных эмоций;
- Использование речи.
Оценивается по 1 баллу.
Уровни:
7-9 баллов – высокий
4-6 баллов – средний
0-3 баллов – низкий
2.Особенности самооценки:
- Как ребенок оценивает свой рисунок: положительно, отрицательно, дифференцированно
(«Получилось хорошо, но не все») или не может оценить?
- Мотивирует ли обучающийся свою оценку и что при этом отмечает: качество
(«Аккуратность получилось»); содержание рисунка («У меня нарисованы старые деревья в
парке») или детали изображения («У моего дерева одна ветка надломлена»); эстетическую
привлекательность («Красиво получилось»); соответствие изображения действительности
(«Получилось хуже», «У меня парк, как настоящий»); представления своих возможностях
(«Я рисую хорошо», «У меня всегда хорошо получается»); свои умения («Я так умею
рисовать»); оригинальность изображения («У меня цветочек на солнышко похож»);
мнение взрослого («Меня всегда воспитатель хвалит»);
- Как ведет себя ребенок в ситуации выбора (отдать рисунок на выставку), возникает ли
борьба мотивов и чем завершается; как он оценивает рисунок (отрицательно и признает,
что он не годится для выставки; отрицательно, но это не мешает предлагать его на
выставку; положительно и признает, что его можно взять на выставку; положительно или
отрицательно, но отказывается решить, можно ли его взять на выставку или предлагает
решить взрослому).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».