Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
изобразительное искусство «Радуга красок» имеет художественную направленность,
очной формы обучения, сроком реализации 144 часа, для детей 7-12 лет. Язык реализации
программы – русский.
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
7. Устав МКОУ ДО « Медынский Дом творчества»;
8.Подпрограмма «Дополнительное образование» Государственной программы
Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской
области»
Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года №38
«Об утверждении Государственной программы Калужской области «Развитие общего и
дополнительного образования в Калужской области».
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей
на программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста для
развития эстетического вкуса и ручной умелости. Богатая событиями жизнь широким
потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети живо
откликаются на неѐ, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке. Поэтому важно
с самых первых лет жизни ребѐнка учить видеть красивое в окружающем, богатство
цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и
явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные
умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую
способность, учить воспринимать произведения искусства
Изобразительное искусство – явление социальное, его специфика неповторима в
других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели
художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира человека,
развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности
оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Изучение изобразительного
искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования –
воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у обучающихся
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к
выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с
миром искусства даѐт обучающимся возможность повысить свой уровень культуры.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в
графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и
пространство.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению
художественно – творческого опыта, обучению приѐмам художественно – творческих
действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические
технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.
Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления обучающихся с
изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками
города, поездки в музеи. Все это в целом является мощным стимулом для развития
познавательного интересак искусству.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как обучающиеся
получают дополнительные знания по таким направлениям, как живопись, рисунок,
композиция, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению.
Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность,
коммуникативность, самооценка.
Программа направлена на создание условий для получения детьми и подростками
качественного
дополнительного
образования,
совершенствование
качества
дополнительного образования, обновление содержания и педагогических технологий в
условиях реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Отличительные особенности программы.
Структурной особенностью программы является чередование различных видов
деятельности: рисование, лепка, моделирование и конструирование. Логическим
завершение каждого занятий являются выставки рисунков, поделок и итоговое занятие.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы обучающихся
могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в
оформлении кабинета. Каждый обучающийся видит результат своего труда, получает
положительные эмоции.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной
программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся
согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Адресат программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предназначена для детей в возрасте 7-12 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Объем и срок освоения программы.
Срок освоения программы – 1 год
Год обучения – является вводным и направлен на первичное знакомство с
изобразительным искусством. Два учебных часа два раза в неделю (итого четыре часа в
неделю, 144 часа в год);
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей в объединение– свободный,
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – по 45 минут,
между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на группу: 4
часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Цель и задачи
Цель: создание условий для развития неравнодушного, активно преобразующего
отношения к миру ребѐнка на основе нравственности, эстетического и эмоционального
начала; формирования образного мышления и творческих способностей. Формирование
нравственной и творческойличности, через познания мировой художественной культуры.
Обучающие задачи:
1. Познакомить с различными материалами для творчества.
2. Формировать умения и навыки владения при работе с различными
художественнымиматериалами.
3. Способствовать переходу от репродуктивного мышления к творческому.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе.
2. Формировать положительную мотивацию учения (интерес к освоению курса)
3. Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.
4. Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи
,трудолюбие.
Развивающие задачи:
1. Развивать воображение, фантазию, чтобы ребѐнок мог открыть свой
внутренний мир черезцвет, форму, линию.
2. Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и
услышанное.
3. Развивать творческую активность личности ребенка и формировать
потребность
ксамоутверждению через труд.
4. Выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся.
Содержание программы
Учебно - тематический план
№
п/п
I
Раздел
Осень
1.Вводная часть.
2. «Знакомство с особенностями работы
карандашом,
кистью, красками.
Количество часов
Теория
Практик
Всего
а
14
2
1
30
1
44
2
2
Форма
аттеста
ции
беседа
II
III
IV
3. «Знакомство с приемами кистевого
письма – раздельным
мазком»
4. «Кистевой прием – «Красочное письмо».
2
4
6
беседа
1
3
4
5. Знакомство с пейзажем
6. Работа по замыслу (гуашь)
7. Три основные краски – красная, желтая
и синяя.
8. Теплый и холодный цветовой строй
9. Семь цветов радуги - красок».
10.Печатание листьями.
11. Аппликация
12. Свободное творчество.
Зима
1. Беседа об особенностях зимнего пейзажа
2. Пальчиковая техника
3. «В гостях у зимнего леса».
4. Рисование с натуры. Графика.
5. Аппликация
6. Навыки работы масляной пастелью.
Компоновка в листе,
пропорции.
7. «Гжель».
8. Перспектива «Точка схода»
9. «Две точки схода»
10. Знакомство с композицией
11. Контрольная работа.
Весна
1. Пропорции предметов в узоре
2. Подготовка к 8 Марта
3. Расположение рисунка на листе
1
1
1
4
3
2
4
4
Творческа
я работа
Т.р.
Т.р.
Т.р.
1
1
1
2
1
10
2
1
1
1
1
1
3
1
6
3
34
2
5
3
1
2
1
2
4
2
8
4
44
4
6
4
2
2
2
беседа
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
1
1
1
1
10
1
1
1
3
5
5
3
4
42
3
1
3
4
6
6
4
4
52
4
2
4
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
1
1
7
7
8
8
Т.р.
Т.р.
2
1
-
6
3
2
2
8
4
2
2
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
1
1
34
2
2
3
1
4
110
2
2
4
2
4
144
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
4. Декоративная живопись.
5. Знакомство с народным промыслом
«Хохлома»
6. Нетрадиционные способы рисования
7. Графическое изображение
8. Рисование по памяти.
9. Животные жарких стран (карандаш,
гуашь)
10. Тематическое рисование (акварель)
11. Развиваем фантазию.
12. Портрет.
13.Фигура человека.
Подведение итогов
Итого
беседа
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. ОСЕНЬ
Тема №1 Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.
Ознакомление с работой кружка «Радуга красок», содержание и порядок работы.
Знакомство с детьми. Проведение инструктажа по технике безопасности. Рассказ с
элементами беседы. Свободная тема.
Тема №2«Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью,
красками»
Беседа об особенностях работы карандашом, кистью, красками. На практическом
занятии используются различные художественные материалы и инструменты. Занятие
проводится фронтально. Для закрепления выполняются «узоры на салфетках».
Тема №3«Знакомство с приемами кистевого письма – раздельным мазком»
В рамках темы проводится беседа и практические занятия по темам «Ярило»
«Яблонька»
«Море». В заключение темы проводится конкурс «Праздничный фейерверк»
(выполняется акварелью).
Тема №4«Кистевой прием – «Красочное письмо»
Беседа об особенностях красочного письма, приемах нанесения на сухую и
сырую бумагу.
Практическое занятие по темам «осеннее дерево», «Зеленый сад». Работа
выполняется акварелью.
Тема №5«Осенний пейзаж»
Включает беседу о пейзаже, как о жанре живописи, о планах на картине (переднем,
среднем и заднем) и 2 практических занятия.
Тема №6 «Работа по замыслу»
Рисование на листах большого формата развивает пространственное воображение
и неординарное мышление. Создание работы по собственному замыслу воспитывает в
ребѐнке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные
решения.
Тема №7«Три основные краски – красная, желтая и синяя»
Беседа-сказка.
познакомить с понятиями основные цвета;
познакомить с понятиями дополнительные цвета;
научить получать дополнительные цвета при помощи смешивания красок;
Практическое занятие «Цветовой ковер»»
Тема №8 «Теплый и холодный цветовой строй»
формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о
группах цветов:основные и составные цвета, «теплые» и «холодные» цвета;
научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в
рисунке.
упражнять в приемах смешивания красок на палитре. Практическое занятие
«Сияние цвета»
Тема №9 «Семь цветов радуги - красок»
Беседа «Цветик-семицветик» о цветовой палитре и основных цветах.
Практическое фронтальное занятие «Радуга» (акварель).
Осенняя тематика завершается выставкой.
Тема №10 Печатание листьями
Нетрадиционный метод рисования при помощи печатания осенних листьев.
Развитие фантазии и креативного мышления. Практическое занятие «Ковер из осенних
листьев»
Тема №11 Аппликация
«Золотая осень». Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей
самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и
наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.
«Осенние фантазии». Техника припечатывания окрашенной нитью. Учить детей
рисовать окрашенной нитью (техника припечатывания окрашенной нитью). Развивать
воображение, фантазию детей. Уметь дорисовывать получившийся образ.
Тема №12 Свободное творчество. Выставка работ
Сформировать навыки самостоятельной деятельности; повысить самооценку детей,
их уверенность в себе; развить творческие способности, любознательность,
наблюдательность.
Раздел 2. ЗИМА
Тема №1 «Зимний пейзаж»
Беседа об особенностях зимнего пейзажа, его техники исполнения.
Практические занятия
«Зимушка-зима» (аппликация), «Волшебные снежинки» (бумагопластика)
Тема №2 Пальчиковая техника
Подгрупповое практическое занятие с использованием пальчиковой техники
(акварель и гуашь). Рисование фона, первого снега и снеговика.
Тема №3«В гостях у зимнего леса»
Обобщающее практическое занятие по зимней тематике. Промежуточная
аттестация: Совместное творческое занятие с родителями «Мастерская Деда Мороза»,
изготовление новогодней открытки.
Выставка работ.
Тема №4 Рисование с натуры. Графика
Беседа о графике. Материалы и техника исполнения. Изучение строения ветки
ели или сосны.
Рисование карандашом.
Тема №5 Новый Год. Аппликация
Групповая работа. Новогодний плакат. Развитие творческих способностей и
умения работать в коллективе.
Тема №6 Навыки работы с масляной пастелью
Беседа об особенностях масляной пастели, ее свойствах. Упражнения: основные
приемы рисования. Компоновка в листе, пропорции. Практическое занятие рисуем
«Елочные игрушка»
Тема №7 «Гжель»
Беседа о народном промысле «Гжель». Практические занятия предусматривают
знакомство с элементами росписи и композиции «Гжельские узоры» (акварель, гуашь).
Тема №8, №9«Перспектива»
Включает в себя два раздела «Точка схода» и «2 точки схода» Содержат беседы об
особенностях изображения пространства.
Практические
подгрупповые занятия с использованием карандаша и
акварели.
Темазавершается выставкой.
Тема №10 Композиция «Красавица зима»
Самостоятельный выбор техники исполнения. Передача задумки и настроения
работы.
Тема №11 Контрольная работа. Рисование зимних деревьев с натуры – вид из
окна
Проверка изученного материала, полученных навыков рисования с натуры, умения
пользованияпалитрой. Практическое занятие «Зимняя сказка за окном»
Раздел 3. ВЕСНА
Тема №1«Пропорции предметов в узоре»
Беседа. Что такое пропорция, об узоре, как способе украшения, предметов и
поверхностей.Практические занятия по расположению узора на полосе и в квадрате.
Тема №2 Букет для мамы
Беседа. Весенние цветы для любимой мамы. Способы и техники исполнения.
Выставка.
Тема №3«Расположение рисунка на листе»
Беседа о композиции. Практические занятия «Рисование с натуры яблока»
(карандаш, акварель).
Тема №4Декоративная живопись
Беседа. Все о декоративной живописи, методы и техника исполнения, материалы и
приспособления. Рисование драпировки с узором, «Фрукты». Контрольная работа
«Декоративная постановка»
Тема №5Знакомство с народным промыслом «Хохлома»
Беседа о народном промысле «Хохлома». Практические занятия предусматривают
знакомство сэлементами росписи и композиции «Мотивы хохломы» (акварель, гуашь).
Тема №6«Нетрадиционные способы рисования»
Фронтальные практические занятия по темам «Змейки на полянке» (коллективная
работа, выполняется акварелью и ватными палочками), «Морская буря» (зубная щетка,
гребешок, гуашь, акварель), «Сказочный лес» (гуашь, спичечные палочки). Техника «А-ля
прима»
Тема №7«Графическое изображение»
Беседа о новых способах организации линии. На практическом занятии
осваиваются практические приемы – «замкнутый контур», «штрих», «спираль»
(карандаш). Способы рисования черным маркером. Черно-белая раскадровка.
Тема №8 Рисование по памяти
Развитие восприятия живописи по памяти или воображению, фантазии и
мышления.
Практическое занятие «Рыжий кот»
Тема №9«Животные жарких стран»
Практические занятия с
усвоением характерных особенностей животных и
созданиемнебольшого сюжета (карандаш, акварель).
Тема №10Тематическое рисование
Практическое занятие с закреплением кистевого приема «раздельный мазок»
(акварель) «Веткасирени».
Тема №11 Развиваем фантазию
Подгрупповое занятие с использованием различных кистевых приемов. Выставка.
«Аквариум».
Тема №12 Портрет
Беседа. Все о портретной живописи. Знакомство с пропорциями лица человека.
Передача мимики изобразительными средствами. Практическое занятие «Румяная
Машенька
Тема №13 Фигура человека
Простейшее построение пропорций фигуры человека. Передача характера,
движения, позы.
Практическое занятие «Веселый клоун»
Раздел 4. Подведение итогов
Промежуточная аттестация (итоговое занятие)
Выставка детских работ для родителей, награждение, чаепитие.
Планируемые результаты:
Планируемым результатом освоения программы является повышение уровня
исполнения обучающихся работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок,
развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой
рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении обучающимися
образовательных нормативов.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком
своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не
столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно
добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами
изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
В конце обучения:
Обучающийся будет знать:
различные приѐмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение
его переживаниями.
Обучающийся будет уметь:
передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
понимать, что такое натюрморт, пейзаж,
передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в
пространстве и размеров;
Основные формы и методы
Для
качественного развития творческой деятельности юных художников
программойпредусмотрено:
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов
работы, ввыборе тем;
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми
обучающимися;
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий
компонент;
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Наряду с элементамитворчества необходимы трудовые усилия;
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности; Обучающимся предоставляется
возможность
выбора
художественной формы,
художественных
средств
выразительности.
Они
приобретают
опыт
художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая
середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не
связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать
обучающегося в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с
элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых
занятиях, а затемзакрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы,
объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные,
чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной
работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное
творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам
прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько
минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их
обсуждением.
В программе учитывается возможность перехода на дистанционную форму
обучения по независящим от сторон обстоятельствам.
Используемые методы:
наблюдение, изучение наглядных материалов,
многоцветное
изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира);
использование музыкальных произведений (формирует эмоционально –
положительноеотношение к самому процессу рисования);
художественный замысел (способствуют более эффективному развитию
воображения,восприятия и, как следствие, познавательных способностей).
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Год
обуче
ния
Гру
ппа
Нач
ало
заня
тий
Оконч
ание
заняти
й
Колво
учеб
ных
дней
Колво
учеб
ных
неде
ль
Колво
часов
по
прогр
амме
Учеб
ные
пери
оды
1г.
1
01.09
31.05
72
36
144
2
Даты
начал
аи
оконч
ания
учебн
ых
перио
дов
01.09.31.12
09.0131.05
Даты
провед
ения
проме
жут.
аттест
ации
Даты
провед
ения
итогов
ой
аттест
ации
декабр
ь
май
Условия реализации программы
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база: проектор, ноутбук, гуашь, непроливайка, кисточки,
простой карандаш, ластик, цветные карандаши,
Формы аттестации
Формы аттестации. Для оценки знаний учащихся предусматривается вводный, текущий и
итоговый контроль.
Вводный
контроль
представлен тестированием
и
беседой
с учащимися, и необходим для определения начального уровня учащихся.
Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и групповых творческих
заданий (изготовление информационных газет, конкурс рисунков, мини-сообщений,
тестированием).
Итоговый контроль выставка творческих работ.
Оценочные материалы
Оценка результативности программы проводится по методике Г. А.Урунтаевой
«Диагностика изобразительной деятельности школьников». Не каждый ребенок станет
художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе
освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным,
разбирающимся в искусстве зрителем.
Методическое обеспечение
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это,
прежде всего, разработки художественно-творческих игр. Это и ситуативные
импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей
чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для
проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная
деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только
соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает
выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого
ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным
уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу
выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить
материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом
каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает
своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и
темп работы.
Также используются практические задания, выполнение которых предполагает
организацию коллективной работы детей.
Так как занятия проходят в основном во второй половине дня, то «перегрузка» детей
теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом,
теоретические занятия в кружке «Радуга красок» проходят в игровой форме, либо на выездных
мероприятиях: экскурсиях, тематических поездках.
Список литературы
а) литература для педагога:
1.
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования
/Дошкольноеобразование. - 2010.
2. Базанова М.Д. Пленэр. М.: Изд-во Изобразительное искусство, 2012г.
3.
Буланова И.В. Рабочие программы по изобразительному искусству (по
программеНеменского Б.М.). М.: Планета. 2010 г.
4.
Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить
творческиеспособности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
5.
Под ред. Ветлугиной. Художественное творчество и ребенок. Монография.
М.: Педагогика,2010 г.
6. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 2010 г.
7. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М.: Просвещение, 2010г
в) дополнительная литература для обучающихся:
1.
Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО
«Мир книги»,2005.
2.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7лет. - Москва, 2011.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
4.
Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ.- М.:ТЦ Сфера, 2011.
5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2010.
Календарно- тематическое планирование
№
п/п
I
II
III
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Осень (44 часа)
1.Вводная часть.
2
2. «Знакомство с особенностями работы
2
карандашом,
кистью, красками.
3. «Знакомство с приемами кистевого письма –
6
раздельным
мазком»
4. «Кистевой прием – «Красочное письмо».
4
5. Знакомство с пейзажем
2
6. Работа по замыслу (гуашь)
4
7. Три основные краски – красная, желтая и синяя. 4
8. Теплый и холодный цветовой строй
2
9. Семь цветов радуги - красок».
4
10.Печатание листьями.
2
11. Аппликация
8
12. Свободное творчество.
4
Зима (44 часа)
1. Беседа об особенностях зимнего пейзажа
4
2. Пальчиковая техника
6
3. «В гостях у зимнего леса».
4
4. Рисование с натуры. Графика.
2
5. Аппликация
2
6. Навыки работы масляной пастелью.
2
Компоновка в листе,
пропорции.
7. «Гжель».
4
8. Перспектива «Точка схода»
6
9. «Две точки схода»
6
10. Знакомство с композицией
4
11. Контрольная работа.
4
Весна (52 часа)
1. Пропорции предметов в узоре
4
2. Подготовка к 8 Марта
2
3. Расположение рисунка на листе
4
4. Декоративная живопись.
8
5. Знакомство с народным промыслом
8
«Хохлома»
6. Нетрадиционные способы рисования
8
7. Графическое изображение
4
8. Рисование по памяти.
2
9. Животные жарких стран (карандаш, гуашь)
2
10. Тематическое рисование (акварель)
2
11. Развиваем фантазию.
2
12. Портрет.
4
IV
13.Фигура человека.
Подведение итогов
Итого
2
4
144