РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка.
Программа «Шахматная азбука» относится к программам социальногуманитарной направленности дополнительного образования детей дошкольного возраста.
В современную эпоху информационных технологий важно ориентироваться в огромном
объеме информации, уметь ее анализировать и делать логические выводы. Значительную
роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия
шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения
концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени,
анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Особенности интеллектуального
развития дошкольников создают благоприятные условия для формирования у него
наглядно-образного и логического мышления, воспитания усидчивости, внимательности,
вдумчивости и целеустремленности.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 №304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам
воспитания обучающихся"
3. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до
2030 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года
№678-р
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №99
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам //Приказ Министерства
образования Российской Федерации от 27 июля 2022г. №629
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 //
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533
8. Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской
области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Утверждена постановлением Правительства Калужской области от 29 января 2019 года
№38 «Об утверждении Государственной программы Калужской области «Развитие
общего и дополнительного образования в Калужской области»
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию
содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных
формах познавательной деятельности, совершенствования у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что игра в шахматы развивает
наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления,
воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке
ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение,
способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной
программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся
согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Адресат программы: программа предназначена для детей 5-6 лет, проявляющих
интерес к игре в шахматы.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано совместно с другими обучающимися; количество обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (нозологические группы) устанавливается из
расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися.
Состав группы, особенности набора: постоянный.
Объем программы –16 часов.
Сроки освоения программы: 4 месяц.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 30 минут.
Формы обучения: очная, очная с применением электронного обучения (ЭО)
Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью
интернет-ресурсов.
Формы организации образовательного процесса: групповая
Формы поведения занятий: комбинированные, практические, теоретические
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: Формирование и развитие интеллектуальных способностей будущего
школьника через шахматную игру
Задачи программы:
Обучающие:
1. Освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно
двигательным, зрительным путем, путем сравнения.
2. Формирование устойчивого интереса к игре в шахматы.
3. Освоение детьми основных шахматных понятий.
4. Изучение основополагающих принципов ведения шахматной партии.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Знакомство с приемами мыслительной деятельности, как умение анализировать,
сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
4. Расширение пространственного восприятия.
5. Приобщение ребенка к самостоятельному решению логических задач;
6. Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.
7. Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках
результата, проявляя при этом творчество.
Воспитательные:
1. Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность
в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
2. Воспитание самоконтроля и самооценки.
3. Приобщение к трудолюбию и стремлению достижения своей цели.
4. Обучение межличностному общению.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Разделы тем
Всего
часов
Теория
Практ
ика
1.
Шахматная доска
2
1
1
2.
Шахматные фигуры
8
2
6
3.
Партия, шах и мат, мат
в один ход.
Итоговая аттестация
4
2
2
2
0
2
Итого:
16
5
11
4.
Форма
подведения
итогов
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Зачет
Содержание учебного плана
1. Шахматная доска.
Теория: Знакомство детей с новым понятием «Шахматная доска», белыми и
черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным
расположение шахматной доски в начале партии. Понятия: «горизонталь», «вертикаль»,
«диагональ» шахматного поля.
Практика: Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Дидактические
игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры.
Теория: Знакомство обучающихся с шахматными фигурами «ладья», «слон»
(«белопольный слон», «чернопольный слон»), «ферзь», «король», «конь», «пешкаих места в
начальной позиции, способом передвижения по доске. Знакомство с понятием «ход
фигуры», «невозможный ход», «взятие фигуры». Знакомство с превращением пешки во все
фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пешка и особым ход пешки:
«взятием на проходе». Знакомство с ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур:
короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения.
Практика: Закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Дидактические
игры и задания
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе
шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача:
поставить все фигуры по высоте.
«Волшебный мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот,
кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается
ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят
расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в
армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство
3. Партия, шах и мат, мат в один ход.
Практика: Практические задания, проведение шахматных партий. Решение
элементарных задач на мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые
примеры) по заданию преподавателя.
Дидактические задания Карточки с зачѐтными заданиями «Мат в один ход» ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкой.
4. Итоговая аттестация.
Практика: Зачет
Планируемые результаты освоения учащимися программы:
1. Сформированность личностных компетенций:
• Приобщатся к трудолюбию и стремлению достижения своей цели.
• Формирование системы нравственных межличностных отношений;
• освоения социальных норм, правил поведения в обществе;
• установки на безопасный здоровый образ жизни.
2. Сформированность метапредметных компетенций:
• Умение корректировать планы с учетом меняющейся обстановки.
• Расширение пространственное восприятие.
• Умение обобщать материал, определять главное, отвлекаться от несущественного, видеть
общее во внешне различном.
• Умение планировать свои действия и анализировать их.
• Умение перерабатывать полученную информацию и делать выводы.
3. Сформированность предметных компетенций:
• Знание истории возникновения шахматной игры.
• Знание шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем.
• Знание названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• Знание правил хода и взятия каждой фигуры.
• Умение играть каждой фигурой в отдельности.
• Умение правильно расставлять фигуры перед игрой.
• Умение различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
• Умение решать простейшие шахматные задачи.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматная азбука»
№ п/п Дата занятий
Тема и содержание занятий
Кол-во часов Форма
занятия
Беседа
1
11.
Вводное занятие. Беседа по охране
труда. Легенда о появлении шахмат.
Выявление уровня знаний детей
Шахматная доска. Изучение полей,
горизонталей, вертикалей и
диагоналей на шахматной доске
Шахматные фигуры. Пешка. «Малень
кий солдат» – только вперед и не
шагу назад. Изучение ходов .
Шахматные фигуры. Конь «Прыг
скок- в бок» Изучение ходов коня и
взятие фигур соперника конем.
Шахматная фигура. Слон.
Белопольные и чернопольные слоны.
Изучение ходов слона и взятие фигур
соперника.
Шахматная фигура. Ладья –
«Сторожевая башня». Изучение
ходов
ладьи и взятие фигур соперникаю
Шахматные фигуры. Ферзь – «Гроза
полей». Изучение ходов Ферзя и
взятие фигур соперника.
Шахматные фигуры. Король –
«Царская особа» Изучение ходов
Короля и взятие фигур соперника.
Взаимодействие шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур.
Как объявить шах шахматной
фигурой.
Что такое мат?
12.
Шах или мат.
1
13.
Что такое партия
1
14.
Мат в один ход.
1
15.
16.
Итоговое занятие
Итоговое занятие
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Зачет
Зачет
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение
учебный кабинет для занятий с детьми;
столы;
стулья;
принадлежности для письма;
шахматные доски с полным набором фигур;
демонстрационная доска с магнитными фигурами;
мультимедийная доска;
компьютер;
принтер;
мультимедийный проектор.
Информационное обеспечение:
аудио-, видео-, фото-, интернет источники
Кадровое обеспечение:
Торопова И.С. – педагог ДО
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и
методы работы с учащимися. Форма контроля: собеседование.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, разделов
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению
работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и
отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний
осуществляется с помощью заданий педагога. Они активизируют, стимулируют работу
учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного п е р и о д а . Форма
контроля: зачет.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об
обучении.
2.4. Оценочные материалы
Входящий контроль: опрос
Итоговый контроль: зачет (Приложение №1)
2.5. Методическое обеспечение
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми по данной программе является система
дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у
детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать
внутренний
план
действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении
правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие
принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом
становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся
овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчѐт - ход. Продуктивный
метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной
игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в
обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического
мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих
определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения: практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Технологии:
здоровье сберегающие (рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной
и физической нагрузки возрастным возможностям ребѐнка, достаточный и рационально организованный
двигательный режим,
отсутствие стресса,
адекватность
требований, адекватность методик
обучения
и
воспитания,
проведение
физминутки и смена видов деятельности в течение урока);
игровые технологии;
технология индивидуализации обучения.
2.6. Список литературы
Литература для педагога:
1. С.Н. Абрамов В.Л. Барский Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий М. ООО «Дайв» - 2009.
2. Д.И. Бронштейн Самоучитель шахматной игры. М. «Физкультура и спорт» -1987.
2. Б.С. Гершунский А.Н. Костьев Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990. 3.
Сухин И. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500
малофигурных позиций. Обнинск. «Духовное возрождение» - 2016 г.
4. Сухин И. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения. 1500
малофигурных позиций. Обнинск. «Духовное возрождение» - 2016 г.
5. Сухин И. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Третий год обучения. 1500
малофигурных позиций. Обнинск. «Духовное возрождение» - 2016 г.
6. М.Г. Хануков Нападение и защита. Х. Факт. – 2006.
7. В. Цатурян Шахматы в школе. Методические рекомендации по проведении
уроков шахмат в общеобразовательной школе. М. – 2003.
Литература для учащихся:
1. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране «Русский
шахматный дом» - 2017 г
2. Фоминых М: Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках. СПб. «Питер» 2020 г.
3. Чеваннес С. Шахматы для детей М. «Эксмо» - 2021 г.
4. Зак В. Г., Длуголенский Я. Н. Шахматы для детей СПб «АСТ» - 2020 г.
5. Костров В. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей «Литера» -2022
г.
Приложение №1
Итоговая аттестация (зачет)
Серия задач № 1
Задача 1.
Задача 4
Задача 2
Задача 5
Задача 3
Задача 6
Задача 7
Задача 9
Задача 8
Задача 10
Серия задач № 2
Задача №1
Задача №4
Задача №2
Задача №5
Задача №3
Задача №6
Задача №7
Задача №8
Задача №9
Задача №10
Серия задач № 3
Задача № 1
Задача № 4
Задача № 2
Задача № 5
Задача № 3
Задача № 6
Задача № 7
Задача № 9
Задача № 8
Задача №10
Серия задач № 4
Задача № 1
Задача № 4
Задача № 2
Задача № 5
Задача № 3
Задача № 6
Задача № 7
Задача № 9
Задача № 8
Задача № 10