Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой,
социальногуманитарной направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1
год (72 часа), для детей 7-11 лет,
Язык реализации программы – русский.
Программа составлена в соответствии с государственными
требованиями к образовательным программам системы дополнительного
образования детей на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования
детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7.Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
8.Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019
года №38 «Об утверждении Государственной программы Калужской области
«Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
9.Подпрограмма «Дополнительное образование» Государственной
программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного
образования в Калужской области»
10. Устав МКОУ ДО « Медынский Дом творчества»;
Уровень сложности - стартовый
Актуальность
В школьном возрасте необходимо закладывать прочные основы
культуры безопасного поведения на дорогах. В свою очередь, обеспечение
2
непрерывности процесса образования и воспитания детей и подростков в
средней и старшей школе направлено на дальнейшее формирование и
закрепление устойчивых стереотипов безопасного поведения на дорогах,
последовательного углубления знаний ПДД.
Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» (далее —
федеральный проект), паспорт которого утвержден протоколом проектного
комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные
автомобильные дороги» от 20 декабря 2018 г. № 4. направлен на
совершенствование обучения детей основам ПДД и привитие им навыков
безопасного поведения на дорогах. Для решения этой задачи запланировано
создание условий для вовлечения детей и молодежи в профилактическую
работу, в том числе через отряды юных инспекторов
Новизна программы в том, что обучение по данной программе
проходит в образовательной организации, с использованием новейшего
учебно-методического оборудования. Педагог выполняет роль наставника.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре
поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст
возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного
дорожного.
Отличительная особенность программы заключается в создании
условий для формирования безопасного образовательного пространства при
взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Так как процесс обучения в
дополнительном образовании носит больше неформальный характер, то
привлечен для совместного обучения разновозрастный состав 1-5 класс
учащихся, что позволяет не только педагогу, но и старшим детям делиться
своим опытом и помогать товарищам, максимально полно использовать весь
комплект оборудования, в том числе велосипеды, 2 детских и 4
подростковых, шлемы и комплекты для безопасной езды на велосипеде для
иллюстрации конкретной дорожной ситуации.. Программа также позволяет
подготовить команду обучающихся к участию во Всероссийском конкурсе
юных инспекторов движения «Безопасное колесо».
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при
реализации ДООП - организация образовательного процесса по
дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей
психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп: нарушения опорнодвигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), логопедические нарушения
(фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание), соматически
ослабленные (часто болеющие дети).
3
Адресат программы.
Обучение рассчитано на обучающихся 7-11 лет
Объем и срок освоения программы.
Объем программы – 16 часов
Срок освоения программы – 4 месяца
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Набор детей в объединение – свободный
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая, индивидуальная и круговая.
Формы обучения: очная, очная с применением электронного обучения.
Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с
помощью интернет-ресурсов.
Виды занятий: практические занятия, беседы, лекции, экскурсии,
игровые программы, спортивные соревнования, зачетные занятия.
1.2.
Цель и задачи
Цель программы: профилактика нарушений Правил Дорожного
движения младшими школьниками через образовательную, агитационную и
пропагандистскую работу.
Задачи:
обучающие:
1.
изучение правил дорожного движения (ПДД), необходимых для
безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, пассажира, водителя
велосипеда, других механических средств;
2.
формирование умений применять ПДД в реальных ситуациях,
распознавать опасные дорожные ситуации, анализировать их и осуществлять
правильные действия для предотвращения угрозы жизни и здоровью;
3.
формирование знаний, умений и навыков безопасного
передвижения на велосипеде;
4.
обучение поведению в случае ДТП и необходимым действиям, в
том числе – оказанию первой помощи пострадавшим;
5. формирование опыта реальной деятельности по профилактике
детского дорожного травматизма.
развивающие:
1.
формирование мотивации к следованию модели безопасного
поведения с учѐтом норм и правил дорожного движения;
2.
повышение уровня компетентности несовершеннолетних как
участников дорожного движения;
4
3.
развитие природных задатков, способствующие успеху в
социальном и профессиональном самоопределении детей.
воспитательные:
1.
формирование положительного отношения к системе норм
поведения, принятых в обществе и сознательности к соблюдению ПДД как
основного инструмента по сохранению жизни и здоровья;
2.
воспитание личности, стремящейся к здоровому образу жизни.
Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД в учебном
классе, оснащенном соответствующем оборудованием.
1.3.Содержание программы
Учебный план
Тема занятий
Введение в
образовательную
программу Т.Б.
Положение об
отрядах юных
инспекторов
История
возникновения
Правил
дорожного
движения
Правила
дорожного
движения для
пешеходов
Правила
дорожного
движения для
пассажиров
Правила
дорожного
движения для
велосипедистов
Анализ детского
дорожнотранспортного
травматизма
Всего
часов
1
Часов
теории
0,5
Часов
практики
0,5
Форма
аттестации
Беседа
1
0,5
0,5
Оформление
уголка
безопасности
1
1
-
Устный опрос
3
1,5
1,5
изготовление макета
дорожных
знаков
«Пешеходный
переход»,
«Светофор»
2
1
1
Игра
«Мы
пассажиры»:
2
1
1
Составление памятки
для велосипедистов
1
0,5
0,5
Выпуск
информационного
листка «Всегда ли
виноваты дети?»
-
5
Формы и методы
работы по
пропаганде
безопасности
дорожного
движения
2
1
1
Изготовление
памяток-закладок
для
пешеходов,
пассажиров,
велосипедистов.
Школа первой
доврачебной
помощи
1
0,5
0,5
Тест
Профессияинспектор
ГИБДД
1
0,5
0,5
Беседа с
сотрудником
ГАИ
Подведение
итогов
1
1
Квест- игра
«Город
Безопасности»
Итого
16
8
8
Содержание программы.
I. Введение в образовательную программу «Азбука пешехода».
Основные понятия ПДД: участники дорожного движения, светофор,
дорожный знак.
Выявление теоретических знаний и практических умений учащихся в данной
области.
Знакомство с деятельностью отряда «Главная Дорога». ЮИД и ГИБДД –
надежные друзья. Вводный инструктаж по технике безопасности.
II. Положение об отрядах юных инспекторов движения.
Знакомство с Положением об отрядах ЮИД, обязанностями и правами
членов отряда ЮИД. Решение организационных вопросов (структура отряда,
выборы командира, его заместителя, пропагандистов, редакторов
агитационного листка; выбор названия, девиза, речевки, песни).
Практика: изготовление плаката о целях и задачах отряда, порядке
вступления в него.
6
III. История возникновения Правил дорожного движения.
История и развитие Правил дорожного движения. Учреждение первых ПДД в
царской России и их требования. Первые типовые правила. Первые единые
ПДД на всей территории России и их последующие доработки. Ныне
существующие ПДД.
Информация о первом светофоре, о первых дорожных знаках, жезлах,
разметке.
IV. Изучение Правил дорожного движения.
Правила дорожного движения.
Правила дорожного движения в России .Общие положения. Основные
понятия и термины, используемые в Правилах: дорога, ее элементы,
дорожная разметка, дорожные знаки, пассажир, пешеход.
Практика: рейд по выявлению нарушителей ПДД. Выпуск листка «ЮИД информирует» или «ЮИД - предупреждает». Изготовление макетов первого
светофора , знака. Выпуск информационного листка «А знаешь ли ты?»
Правила дорожного движения для пешеходов.
Правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода
проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение
пеших групп и колонн.
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования
движения.
Инструктаж «Правила поведения при проведении экскурсии»
Практика: изготовление макета дорожного знака «Пешеходный
переход».
Экскурсия «Знакомство с микрорайоном образовательного учреждения».
Составление безопасного маршрута: дом - школа - дом. Изготовление
планшета «Мой путь домой».
С помощью схем и зарисовок разработать беседу для младших школьников о
недопустимости перехода проезжей части в неустановленном месте и перед
приближающимся транспортом.
Экскурсия «Наш друг - светофор». Игра: «Будь внимательным».
Экскурсия «По пешеходным маршрутам». Игра «Мы знаем правила
безопасного поведения на дороге!» Анализ конкретных или характерных
дорожных происшествий с детьми, нарушившими Правила дорожного
движения.
Проведение рейда по выявлению нарушителей. Выпуск листка «ЮИД информирует».
7
Правила дорожного движения для пассажиров.
Виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки,
правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые
отношения пассажиров и водителя. Психодиагностика.
Практика: Экскурсия «Общественный транспорт». Игра «Мы пассажиры»: правила пользования общественным транспортом, правила
поведения в общественном транспорте.
Проведение рейда по выявлению нарушителей. Выпуск листка «ЮИД информирует».
Правила дорожного движения для водителей – велосипедистов.
Техническое состояние велосипеда. Инструкции по уходу и мелкому
ремонту. Требования к движению велосипедистов. Дорожные знаки для
велосипедистов. Движение групп велосипедистов. Тормозной и
остановочные пути. Влияние погодных условий на движение транспортных
средств.
Практика: Экскурсия «Дорожные знаки для велосипедистов» Определить
безопасное место для езды на велосипеде. Составить памятку для
велосипедистов и распространить еѐ среди детей.
Экскурсия «Мы стоим на перекрестке»: знакомство с различными
пересечениями улиц и дорог. Назначение улиц и дорог: главная и
второстепенная дорога. Оценить дорожную ситуацию на перекрестке,
предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и
направление движения машин.
Вождение велосипеда на оборудованной спортплощадке.
V. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма.
Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия, их
причин в районе. Роль отрядов ЮИД в предупреждении детского дорожнотранспортного травматизма.
Практика: выпуск информационного листка «Всегда ли виноваты
дети?»
VI. Подготовка и проведение мероприятий по пропаганде безопасности
дорожного движения.
Подготовка и проведение игровых конкурсных, информационно –
познавательных программ для дошкольников и младших школьников:
- история дорожного движения: беседа «Дети на дороге, взрослые в тревоге»,
игра «Веселая улица»,
8
- правила дорожного движения для пешеходов: беседа «Мы по улице идем»,
«Я - пешеход, для меня есть светофор», мастер + класс «Три плюс два –
весѐлых огонька», спектакль «Бездельник светофор»;
- правила дорожного движения для пассажиров: беседа «Мы - пассажиры»,
Спектакль «Мы едим, едим...»;
- правила дорожного движения для водителей - велосипедистов: беседа «Я водитель», спектакль «»Я за рулѐм! Ура! Ура!», викторина «Каникулы,
каникулы - весѐлая пора», «Путешествие по дорогам старухи Аварии».
Организация работы «Школы светофорных наук» в период работы летнего
оздоровительного лагеря.
Практика: Изготовление памяток-закладок для пешеходов, пассажиров,
велосипедистов.
VII. Школа первой доврачебной помощи.
Понятие о ранах. Классификация ран. Профилактика осложнения ран.
Понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке.
Практика: обработка раны, наложение стерильной повязки.
VIII. Профессия-инспектор ГИБДД
Экскурсия в Отделение ГИБДД ОВД по Медынскому району. Встреча с
инспектором ГАИ.
«Посвящение в отряд ЮИД». Конкурс «Мы ищем таланты». Конкурс
творческих работ «Вместе за безопасность дорожного движения».
X. Подведение итогов. – Квест-игра «Город Безопасности»
Подведение итогов, награждение лучших воспитанников, присвоение звания
«Знаток правил дорожного движения». Планирование и обсуждение работы
объединения на следующий год обучения.
1.5. Планируемые результаты
По окончании изучения программы обучающимися должны быть
достигнуты:
предметные результаты:
знание, понимание следующих тем «Пешеходы», «Пассажиры»,
«Двухколесный транспорт», «Водители», в соответствии с возрастной
категорией;
усвоение навыков фигурного вождения велосипеда
9
личностные результаты:
понимание и осознание ценности собственной и общественной
безопасности;
положительное формирование образа «идеальный пешеход,
идеальный пассажир, идеальный водитель» и самоидентификация с ним;
усвоение основных навыков индивидуального и коллективного
безопасного поведения на дороге;
уважительное отношение к другим участникам дорожного
движения;
осознание ответственности каждого человека за общую
безопасность;
осознанное и ответственное отношения к собственным
поступкам;
метапредметные результаты:
понимание и предвидение потенциально опасных ситуаций,
угрожающих жизни и здоровью людей;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи
совершенных ошибок и неотвратимости последствий.
сформированные задатки правового мышления;
умение общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, пропагандистской и повседневной
деятельности;
умение осуществлять самоконтроль и самооценку результата
деятельности, контроль, взаимоконтроль и взаимооценку действиям
сверстников в процессе обучения.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Год
Гр Нача
обучен уп ло
ия
па занят
ий
Оконч
ание
занят
ий
Колво
учеб
ных
дней
Колво
учеб
ных
неде
ль
Колво
часов
по
прогр
амме
Учеб
ные
пери
оды
4
месяца
18.12
16
16
16
1
1
04.09
Даты
начал
а
и
оконч
ания
учебн
ых
перио
дов
04.0918.12
Даты
провед
ения
проме
жут.
аттест
ации
Даты
проведе
ния
итогово
й
аттеста
ции
ноябрь декабрь
10
4
месяца
1
25.12
15.04
16
16
16
1
2.1 Условия реализации программы
Успешной
реализации
учебного
соответствующая материально-техническая база
25.1215.04
процесса
март
Апрель
способствует
кабинет для занятий вместимостью не менее 15 чел.;
асфальтированная площадка.
Важную роль играет специально оборудованный кабинет и наличие
разнообразного Информационного обеспечения
презентации по темам «Пешеходы», «Пассажиры»,
«Двухколесный транспорт», «Водители», «Первая помощь»;
видеоролик «Защита детского кресла»;
видеоролик с демонстрацией в замедленном режиме салона
машины «в разрезе» в момент резкого торможения;
видеоролик с демонстрацией дорожной обстановки из
ветрового стекла автомобиля с отражением в салонном зеркале;
фильм: ошибки пешеходов и водителей на переходе;
фильм с примерами ДТП (краш тесты);
11
фильм «Дорожная ситуация вид из окна».
2.2 Формы аттестации
Формы аттестации. Для оценки знаний учащихся предусматривается
вводный, текущий и итоговый контроль.
Вводный
контроль представлен тестированием и беседой
с учащимися, и необходим для определения начального уровня
учащихся.
Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и
групповых творческих заданий (изготовление информационных газет, минисообщений, тестированием, участие в конкурсах и соревнованиях).
Итоговый контроль Квест- игра «Город Безопасности».
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.3 Оценочные материалы
Оценочные материалы
Тесты по ПДД https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/pddtest
Тестирование знаний ПДД https://pdd-russia.com/pddonline/ekzamen.html
Тесты ГИБДД: https://xn----8sbkahkuskl1n.com/
2.4 Методические материалы
Методы обучения, используемые в рамках программы
• вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (творческие).
Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий,
иллюстративного материала, слайдов, просмотра видеоархивов.
Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с
практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых
занятий приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для
поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе
уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть
занятия. При разборе новых тем, педагогу необходимо использовать
наглядный иллюстративный и видеоматериал, а также руководствоваться
принципом постепенности и последовательности обучения.
Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления
творческой инициативы учащихся, нахождение новых идей в выполнении
работ. От этого во многом будет зависеть успеваемость обучающихся.
При
реализации
программы
используются
современные
образовательные методы:
12
Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Метод создания креативного поля (или метод решения задач
дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой
атмосферы в коллективе.
Список литературы
Для педагога
1.
Правила
дорожного
движения
РФ
2025
http://avtorussia.ru/pdd/pdd_rf.html
2.
Кодекс
административных
правонарушений
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
3.
Методика
проведения
информационно-просветительских
мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
4.
Концепция информационно-пропагандистского проекта по
организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в
дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных
инспекторов движения. – Москва, 2019.
5.
Уроки безопасности (сборник методических разработок) / Н.С.
Павлюшина. – Калуга. ГБУ ДО КО «ОЦДОД им. Ю.А. Гагарина», 2017.
6.
Материалы для преподавателей (инструкторов) первой помощи
Всѐ о первой помощи | Партнерство профессионалов первой помощи
(allfirstaid.ru)
Дополнительная
1.
А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков Профилактика
детского
дорожно-транспортного
травматизма
в
образовательных
учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ
ДОД ЦДЮТТ «Охта» 2012. 201с.
2.
Видеоурок от портала «Инфоурок» «Опасности, которые могут
Вам встретиться по дороге в школу» https://youtu.be/F16Dm3bf-SY
3.
Видеоурок по ПДД ГИБДД https://youtu.be/fwXXBDdd9p8
4.
Добрая дорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал//
https://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/
5.
Дорожные уроки тетушки Совы https://youtu.be/FKJnIyMug_Y
(все серии)
6.
«По дороге со Смешариками» https://youtu.be/EDV9mFtYl2M
7.
Детский развивающий мультфильм «Дорожные знаки для детей»
https://youtu.be/KeEyUiwVlJ8
8.
Мультфильм
«Правила
дорожного
движения
детям»
https://youtu.be/D0MrdKuTvpA
9.
Мультфильмы 2013 Озорная Семейка - Правила движения
https://youtu.be/Ovhc4FU_7sE
10. Торопыжка и ПДД http://viki.rdf.ru/item/1112/download/
13
Список литературы для учащихся и родителей
1.
Громаковский А.А. Правила дорожного движения с примерами
и комментариями. Изд. Питер, 2008.
2.
Дорожная безопасность 1-4 класс / Под ред. В.Н. Кирьянова. М.: Третий Рим, 2007.
3.
Лиханов А.А. Письма в защиту детства. Издание второе,
дополненное. - М.: ОО «Издательский образовательный и культурный
центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
4.
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения.
М.: Просвещение, 2015.
14